Золотая педагогика

Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории

Образование » Опытно–экспериментальное исследование по применению интегрированного подхода к изучению темы: "Россия в XVII веке" в курсе истории » Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории

Страница 1

Тема «Россия в XVII веке» включает в себя следующие параграфы:

Новые явления в экономике.

Основные сословия российского общества

Политическое развитие страны.

Церковный раскол.

Народные движения.

Внешняя политика.

Образование и культура.

Эта тема занимает важное место в курсе истории, поскольку показывает восстановление государства после Смуты. Поэтому к изучению этой темы учителям и учащимся нужно подойти со всей ответственностью. Многие учителя считают этот период неярким, без сильных исторических деятелей (таких, например, как Петр I или Иван IV Грозный), поэтому к изучению этой темы подходят сухо, сдержанно. По этой причине учащиеся воспринимают этот период в курсе истории как незначительный и из этого раздела помнят лишь церковный раскол, восстание Степана Разина. Необходимо исправлять эту ошибку, поэтому в изучении данных тем нужно применять нетрадиционные типы уроков, а именно интегрированные, которые будут способствовать эффективному пониманию и запоминанию событии данного периода, а так же будут способствовать формированию целостного взгляда на окружающий мир, на изменения, которые происходят в его развитии.

Мы будем интегрировать такие предметы как: литература, обществознание, новая история, география, ИЗО.

Из курса новой истории мы для интеграции выбрали следующие темы:

Усиление королевской власти в VI –VII веках. Абсолютизм в Европе. Мы применяли эту тему для интеграции при изучении темы « Политическое развитие страны». В частности нас интересовал такой термин, как абсолютизм (форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху) поскольку при первых Романовых происходит укрепление царской власти.

Дух предпринимательства преобразует экономику. В этой теме нас интересовало развитие мировой торговли; рост рынков, поскольку в России в это же время появляется такое понятие, как всероссиискии рынок, появляются ярмарки. Так же нас интересовало такое понятие, как мануфактура.

Новые ценности преобразуют общество. В этой теме рассматриваются сословия Западной Европы. Эта тема помогла нам при сравнении сословии Западной Европы и России.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. В данной теме нас интересовал такой термин как реформация – борьба за переустройство церкви, так как в это же в время Никон начинает свою реформу в России.

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против реформации. В данной теме нас интересовало, какой была католическая церковь.

Как мы видим в данных темах много общего. Поскольку в России VII века происходили подобные процессы, которые затронули общество, экономику, религию, государственное устройство.

Так же мы проводили интеграцию истории и литературы при изучении такой темы как «Народные движения» (см. приложение №8). В данном случае мы выбрали стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Казнь Стеньки Разина». Данное произведение помогает нам в изучении такого события как восстание под предводительством Степана Разина и его казни.

Читая художественные произведения мы имеем возможность узнать о мотивах действии видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о причинах обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.

Благодаря таким произведениям люди всех возрастов получают представления о конкретной эпохе, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях.

Знакомство с подобными произведениями помогает читателю особенно юному формировать в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.

Обществознания тесно переплетено с историей, поскольку в данный курс входят такие сферы как:

Экономическая сфера;

Духовная сфера;

Социальная сфера;

Политическая сфера.

Данные сферы имеют тесную связь с тем периодом истории, который мы интегрируем.

Итак, использование интегрированного подхода в изучении темы «Россия в XVII в.» обосновывается тем, что:

через применение таких типов уроков учащиеся лучше поймут данную тему;

такие уроки показывают учащимся общие связи в изучаемых предметах;

интегрированный подход в изучении темы «Россия в XVII веке» с применением знании по новой истории поможет учащимся находить общее и различное в развитии государств Западной Европы;

такие уроки будут способствовать формированию целостного взгляда на окружающий мир, а не на отдельные его части.

Базой проведения эксперимента была выбрана Зимовниковская средняя школа №10. Поскольку тема «Россия в XVII веке» изучается в 7 классе, то было выбрано два класса. 7 «Б» - экспериментальный класс, а 7 «В» - контрольный класс.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Форма работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой прои ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru