Золотая педагогика

Структура учебной экскурсии и методика ее проведения

Страница 1

Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов:

· подготовка,

· проведение,

· заключение.

Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап – использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.

Подготовка экскурсии

«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы», - говорил Б.Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.

Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.

Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.

Вместе с тем, учитель планирует использование результатов наблюдений школьников в природе на многих последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимает определенное время и место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их значение. Нельзя забывать, сто только правильно организованные и строго продуманные экскурсии (это выражение заимствовано у А.Я. Герда) могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Можно заключить, что общее учебной экскурсии с уроком состоит, прежде всего, в их целях: познание предмета, формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание учащихся. Отличие определяется разницей в характере учебного материала, в деятельности учителя и учащихся.

Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно:

1. Выбор темы экскурсии и определение ее цели.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика – существенный признак каждой экскурсии. Тема экскурсии – это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии. Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен экскурсантам при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.

Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.

Основная цель экскурсии – воспитательное воздействие на экскурсантов, воспитательное в самом широком смысле этого слова; таким образом, экскурсия – одна из форм просветительной работы. Центральный пункт внимания организатора экскурсии – экскурсанты; экскурсия ведется для них;(6) и, следовательно, их обучение, воспитание и развитие.

Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы. Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.

2. Отбор содержания по теме экскурсии.

По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей. В список включается научная, специальная, справочная, краеведческая и художественная литература, которая используется для подготовки индивидуального текста учителя и домашней, предварительной подготовки учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Качественные методы в социальном исследовании
Когда предметом исследования становится нечто неуловимое, не имеющее четких границ, создаваемое в межсубъектном взаимодействии, то возникающее, то ускользающее от возможности "схватывания", то во много раз труднее решить вопрос о методологии исследования. Тема объективности эмпирических д ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru