Золотая педагогика

Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Образование » Реализация преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста » Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Страница 1

С целью выяснения состояния исследуемой проблемы был проведён контрольный эксперимент с учащимися 1 а класса МОУ СОШ №24. В обследовании приняли участие дети, которые посещали детский сад №11, с которыми проводили констатирующий эксперимент и другие дети, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Для выявления понимания школьниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику.

Задания направлены на изучение семантического, грамматического, структурного и коммуникативного аспектов речевого развития школьников. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком и только тогда, когда у ребенка сохранялся интерес к выполнению игровых заданий.

I серия заданий (словарь и грамматика).

Словарь. Выявляются умения:

- активно использовать прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

- подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

- дифференцировать обобщающие понятия (например, дикие и домашние животные).

Грамматика. Выявляются умения:

- образовывать названия детенышей животных (лиса - лисенок, корова - теленок);

- подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

- образовывать различные формы повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

- строить сложные предложения разных типов.

Приведём пример хода обследования. Расположив ребенка к себе, его спрашивали:

1. Ты знаешь уже много слов. Что означают слова посуда, кукла, мяч? правильно объясняют значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки).

З.Ваня, Г.Вова, К. Лена, С. Юля, Д. Олег и др.:

называет отдельные признаки, действия (тарелка, вилка,. чашка, кукла Барби, круглый, катать и др.) – Костя Р., Стасик Ш., Антон К. и др.

называет 1-2 слова – Никита М., Алиса А., Рамиль А. и др.

2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

Ребенок:

- выполняет все задания, называет 1-2 слова к каждому прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

- подбирает слова к 2-3 прилагательным;

- выполняет одно задание, т.е. подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

- называет несколько значений этого слова (ручка пишет; у ребенка ручка; у двери есть ручка).

- называет 1-2 значения этого слова;

- перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-3 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка. Ребенок:

- составляет грамматически правильно предложение из 3-х слов;

- называет 2 слова (словосочетание);

- называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы . (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно . (писать, открывать дверь).

Ребенок:

- правильно заканчивает разные типы предложений;

- называет 2 слова;

- подбирает только одно слово.

6. Экспериментатор предлагает ребенку ситуацию: Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой . (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а . (мчался, несся, летел).

Ребенок:

1) правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Животные Северной Америки
У Снежной козы - Шерсть густая, длинная, белая, пушистая. Внешне снежная коза похожа на обычную домашнюю. Длина рогов у самцов и самок достигает 20-30 см, сами рога в поперечном сечении имеют округлую форму. Снежная коза встречается на западе Северной Америки. Основной ареал в США — горные массивы. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru