Золотая педагогика

Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Образование » Реализация преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста » Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Страница 3

На основе качественного и количественного анализа результатов выполнения заданий было выделено 4 уровня развития словаря:

Высокий уровень (15 % , в ЭГ, 10% в КГ). Проводят классификацию самостоятельно, группируя по существенным признакам предложенные картинки, обосновывая свой выбор; свободно оперируют обобщающими словами. У детей имеется большой запас природоведческой лексики: могут назвать более 8 слов при раскрытии обобщающего слова.

При объяснении лексического значения используют определения, близкие к словарным. Понимают и осмысленно употребляют разные значения многозначных слов, подбирают к ним синонимы. Понимают слова с противоположным значением, используют разнокорневые антонимы при составлении антонимических пар.

Средний уровень (35 % ЭГ, 30 % КГ). Проводят классификацию, группируя по разным признакам предложенные картинки; оперируют обобщающими словами. У детей имеется запас природоведческой лексики: могут назвать 6-8 слов при раскрытии обобщающего слова.

При объяснении лексического значения используют неполное словарное определение по существенным признакам, либо с помощью родового понятия. Называют несколько значений многозначных слов, вместе с тем затрудняются в подборе синонимов к ним и составлении предложений. Используют разнокорневые и однокорневые антонимы.

Уровень ниже среднего (10 % в ЭГ, и 25 % - в КГ). Проводят классификацию предложенных картинок по несущественным признакам самостоятельно, либо с помощью взрослого; неточно используют обобщающие слова.

У детей имеется небольшой запас природоведческой лексики: могут назвать 4-5 слов при раскрытии обобщающего слова. Значение слова определяют по несущественным признакам. Знакомы с полисемией, но затрудняются в объяснении значений многозначных слов. При составлении антонимических пар используют только однокорневые антонимы.

Низкий уровень (10% в ЭГ, 25% в - КГ). Затрудняются в проведении классификации; неточно используют обобщающие слова. У детей имеется небольшой запас природоведческой лексики: могут назвать менее 4 слов при раскрытии обобщающего слова. Не могут раскрыть значение предложенного слова. Не знакомы с полисемией. Затрудняются в подборе антонимов к словам и словосочетаниям.

При анализе рассказов на заданную тему применялись критерии, качественно и количественно отражающие содержательную и структурную стороны текста, особенности их языкового выражения, разработанные О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. Выявлено, что для большинства детей характерен уровень развития связной речи ниже среднего и низкий (55 %), высокий уровень наблюдается только у 5 % школьников, средний - у 45%.

Развитие связной речи в экспериментальной и контрольной группах находилось на среднем уровне (60 % в ЭГ; 50 % - в КГ), высокому уровню соответствовало 5 % школьников ЭГ. Многие дети испытывали значительные затруднения в создании связных текстов (40 % в ЭГ, 36 % - в КГ). В большинстве детских сочинений нарушалась логическая последовательность и композиция текста, была зафиксирована зависимость между уровнем связности как качественной характеристики текста и уровнем развития словаря (чем ниже был первый, тем ниже был и второй).

Значимым представляется отсутствие больших различий в уровне развития словаря и связной речи детей ЭГ и КГ.

Таблица 1 Уровни развития словаря на контрольном этапе

Группа испытуемых

Уровни развития словаря (в процентах)

высокий

средний

ниже среднего

низкий

Экспериментальная класс

20%

60%

10%

10%

Контрольная

10%

50%

10%

30%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Развитие изобразительных навыков старших дошкольников на занятиях по рисованию
В весенний период, на занятии с детьми 6 лет был рассмотрен и проанализирован натюрморт «Весточки весны». Ниже представлен развернутый конспект этого занятия. Тема – «Весенние цветы». Программное содержание. Продолжать учить детей внимательно рассматривать картину, правильно понимать её содержание. ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru