Золотая педагогика

Классификация школьных биологических экскурсий

Страница 1

Методика подготовки и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных биологических экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я.Герд, Б.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, А.Н.Мягкова, Б.Д.Комисаров и др. В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько различных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников и др.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

1. Вводные к изучению соответствующей темы, создающие образную опору для возбуждения интереса к новой теме и последующего изучения сложных вопросов в классе.

Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом;

2. Текущие, проводимые в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках в классе;

3. Итоговые – после изучения одной или нескольких тем – закрепляющие и обобщающие изученный в классе материал. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность.

Наиболее полная классификация экскурсий предложена В.П.Соломиным и И.Я.Ланиной в работе «Экскурсии в природу по физике и биологии». Помимо уже рассмотренных видов экскурсий, авторы предлагают следующие:

· По учебным целям: а.Иллюстративные

б.Творческие (исследовательские)

· По содержанию материала:

а. Тематические

б. Обзорные

в. Комплексные

· По характеру изучаемого объекта:

а. К объектам природы

б. На объекты, изучающие природные явления

· По количеству участников: а. групповые

б. индивидуальные.

Школьные биологические экскурсии различаются также по месту их проведения:

1. В природу (заповедники, заказники, лесопарки – изучаются отдельные экосистемы: лес, болото, луг, озеро, агроценоз);

2. В городскую среду (городской парк, сквер, отдельный микрорайон);

3. В ботанический сад, зоопарк, оранжерею;

4. В музей и на выставку (краеведческий музей, зоологический музей, выставки современного оборудования);

5. На производство (промышленные предприятия, очистные сооружения, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы, сельскохозяйственное производство др.);

6. В научно-исследовательские учреждения (НИИ, экспериментальные лаборатории, метеостанции, медицинские учреждения).

Остановимся на специфике экскурсий, организация которых кажется нам наиболее значимой при изучении курса «Человек и его здоровье».

Экскурсии в научные лаборатории и институты обычно организуют учителя с учащимися, занимающимися на факультативных занятиях, но очень полезно проводить их и с обычным классом. Эти экскурсии знакомят с методами научных исследований, оборудованием лабораторий. При подготовке таких экскурсий особенно важно обеспечить интересное, познавательное, ценное содержание, связанное с темами курса, и получить объяснение от научного сотрудника в доступной форме.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Эмпирическое изучение гендерной проблематики в системе российского образования
В данной части эссе мы рассмотрим результаты проведенного эмпирического изучения с целью выяснения характеристик интеграции гендерной концепции в формальное образование в высшем образовании. Для достижения цели было проведено два неформализованных интервью (примерный гид и пример транскрипта одного ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru