Золотая педагогика

Классификация школьных биологических экскурсий

Страница 2

Опыт школ показывает, что целесообразно осуществлять экскурсии в лаборатории после изучения соответствующего программного материала на уроке; тогда учащиеся подготовлены к восприятию сложных вопросов, с которыми они встретятся на экскурсии. Учитель в процессе изучения темы сообщает, что будет показано на экскурсии при посещении той или иной научной лаборатории. Если экскурсия проводится до изучения соответствующего материала на уроке, то учащиеся, оказавшись в лаборатории, отвлекаются в необычной для них обстановке многими деталями и упускают главное. В результате они хуже усваивают содержание экскурсий.

Ценность экскурсий в лаборатории состоит в том, что они вводят учащихся в обстановку научных исследований, конкретно знакомят их с тем, как «добываются» научные знания. Экскурсии в лаборатории способствуют развитию интереса учащихся к физиологии.

Экскурсии на производство. Производственные экскурсии в курсе «Человек и его здоровье» имеют практическую направленность, показывая значение охраны, гигиены и физиологии труда. Их огромное образовательная и воспитательная ценность заключается в том, что они знакомят учащихся с применением научных знаний в практике производства.

Производственные экскурсии бывают двух типов: предметные и комплексные. Примером предметной экскурсии по данному учебному предмету может служить экскурсия на хлебозавод. В неё включены следующие вопросы: требование к здоровью рабочих, поступающих на завод; соблюдение правил личной гигиены; спецодежда; техника безопасности работы у машин; борьба с пылью; питьевой режим работающих у печей и т.д.

Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить последних с научными основами производства с разных сторон: изучать в условиях производства использование законов физики и химии, пути совершенствования техники, история предприятия и его традиции, улучшение условий труда и жизни рабочих. Но в одной экскурсии невозможно включить сразу все эти вопросы. Поэтому комплекс целесообразно ограничить двумя-тремя учебными предметами. Проведение экскурсий требуют четкого планирования, согласованного определения задач, вопросов и маршрута.

Наиболее ценны с познавательной точки зрения экскурсии, которые проводит сам учитель, а не работник предприятия. Учитель лучше обеспечивает методическую выдержанность и соответствие экскурсии учебно-воспитательными задачами.

Экскурсии в музей. Руководит экскурсиями в музеи чаще всего специалист-экскурсовод или научный сотрудник, а роль учителя сводится к подготовке, организации и использованию материалов экскурсии в последующей учебной работе. Типичным недостатком таких экскурсий бывает употребление трудных для учащихся терминов без их разъяснения, а также то, что экскурсоводы не учитывают реальной подготовки учащихся по учебному предмету. Например, экскурсоводы музеев слишком подробно разъясняют хорошо знакомые учащимся вопросы кровообращения, дыхания, пищеварения, но усложняют изложение материалов о болезнях. Эти недостатки снижают педагогический эффект экскурсии. Учащиеся нередко говорят, что в музее было интересно рассматривать экспонаты, но пояснения экскурсовода были им непонятны, или ничего нового не дали. Преодолеть этот недостаток можно или путем совместной разработки экскурсии учителем и сотрудником музея, или проведение её самим учителем.

В этих целях полезно проводить для учителей специальные предварительные экскурсии с последующим их обсуждением. В результате вырабатывается план экскурсий в соответствии с уровнем подготовки учащихся, устанавливается содержание объяснений, маршрут экскурсии.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Возрастные особенности в рамках обучения изучения речевых механизмов при обучении чтению
Обучение технической стороне чтения неразрывно связано с обучением пониманию. Однако в обучении технической стороне чтения есть ряд своих проблем: сущность техники чтения, методы обучения этой стороне чтения, связь с устной речью, вопрос о поддержании навыков чтения на всех этапах обучения. Хотя в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru