Золотая педагогика

Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами

Образование » Знакомство с цифрами дошкольников » Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами

Страница 1

Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.

Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источни­ке, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако не­редко у них возникают трудности в различении цифр, похо­жих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, срав­нить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отли­чаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное на­правление движения руки при написании разных чисел. Эф­фективным для этого является обведение контура цифры:

В раннем детстве происходит первое элементарное поз­нание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребе­нок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и зву­ков, движений. У малыша формируются хаотические, не­упорядоченные представления о количестве. Взрослые по­могают систематизировать эти впечатления, учат детей раз­личным действиям с отдельными предметами и с группа­ми предметов, обогащают их речь специфическими слова­ми, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности вос­приятия совокупностей.

При правильном обучении детей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называются разные числа.

Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогово­го числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному опре­делению.

Вот почему очень важно начинать подготовительную работу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групп предметов разной формы, цвета, разме­ров, по-разному расположенных.

К шести годам дети начинают понимать: каждое после­дующее число больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее меньше последующего на единицу. Дошколь­ники, усвоившие счет дискретных совокупностей, овладе­вают умением считать и группы предметов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие образной речи детей на основе художественной литературы
Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является черпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего, в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru