Золотая педагогика

Особенности организации и проведения учебных биологических экскурсий в музей

Образование » Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса "Человек и его здоровье" » Особенности организации и проведения учебных биологических экскурсий в музей

Страница 1

Проведенный анализ литературы по исследуемой проблеме убедил нас, что введение экскурсий в процесс изучения курса «Человек и его здоровье» решает важные образовательные, развивающие и воспитательные задачи: формирование правильных представлений о внешнем и внутреннем строении организма в целом и органов в отдельности, развитие представлений о физиологических процессах, развитие умений сравнивать, находить общее, развитие умений коллективной работы над материалом, воспитание общественного чувства, этическое воспитание, осуществление просветительской работы.

Но А.Я.Герд, предлагая общее определение экскурсии как «форме общественно-просветительной работы, при которой группа лиц под руководством более сведущего лица, изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения», исключил из него именно музейные экскурсии. Он писал: «Они не подходят под наше определение в самой существенной его части: нахождение объекта в музее не есть его естественное местонахождение. Он изъят из своего природного и культурного окружения и помещен в витрину. Посещение музея не экскурсия, а лекция с демонстрацией».

Мы не можем согласиться с этим утверждением. При изучении растительных или животных организмов, а также при исследовании общебиологических закономерностей в соответствующих курсах школьной биологии проведение экскурсий в природу является крайне необходимым. Но, учитывая специфику изучаемых объектов в курсе «Человек и его здоровье», нам кажется особенно актуальным проведение именно музейных экскурсий.

Главное условие, определяющее целесообразность учебной экскурсии в музее – наличие достаточно богатых и разнообразных объектов изучения, позволяющих освоить программный материал. Необходимым условием является соответствие экскурсионных объектов музейной экспозиции тематике школьной программы.

Музейные экспонаты – неподвижные и фиксированные, расположенные наилучшим образом для осмотра и подробного изучения, представляют собой отличный наглядный материал не только для рассказа учителя, но и для самостоятельной работы учащихся. Этому способствует и систематический характер расположения объектов в общей экспозиции музея, пояснительные таблички.

Музейная педагогика в наши дни – это наиболее активно развивающееся направление деятельности музея – становится все более привычной в практике современного учебного процесса независимо от того, идет ли он в детском саду, в школе, вузе или в системе повышения квалификации учителей.

Представители наук, обозначив социокультурную функцию музея, видят в нем институт общения и взаимодействия различных культур. Музей способен не только познакомить посетителей с состоянием науки и культуры прошлого, но и связывать ее с ценностями и достижениями науки и культуры текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в образовательном процессе.

Новая образовательная парадигма опирается на принципы индивидуализации и дифференциации образования, предполагающих существование вариативных – в том числе альтернативных – образовательных систем, многообразия учебных заведений. Эта установка, в свою очередь, предполагает гибкость и динамичность учебных программ, возможность их варьирования в соответствии с требованиями и изменяющимися условиями социально – экономической среды, даже с индивидуальными интересами учащихся. Только в рамках новой образовательной парадигмы и могла расцвести музейная педагогика с ее ориентацией на индивидуальный и, преимущественно, диалоговый подход.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Кризис современной игровой культуры
Современная социокультурная ситуация в российском обществе характеризуется проникновением игры во все сферы человеческого бытия, – такое явление получило в гуманитаристике название игроизации, на что обращают внимание многие известные философы и социологи (В.А. Разумный, С.А. Кравченко, Л.Т. Ретюнс ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru