Золотая педагогика

Возможности организации музейных экскурсий в курсе «Человек и его здоровье»

Образование » Методика организации и проведения экскурсий в музей при изучении курса "Человек и его здоровье" » Возможности организации музейных экскурсий в курсе «Человек и его здоровье»

Страница 2

Нам кажется интересным подход И.Д.Зверева, который в основу классификации экскурсий по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека посчитал целесообразным поместить не формальный признак – место проведения экскурсии, а исходить из системы понятий учебного предмета и непосредственно изучаемой темы (см. таблицу №1).

Таблица №2. Система экскурсий по анатомии, физиологии и гигиене человека (И.Д.Зверев)

Группировка тематики

Место проведения

Связь с темой программы

I. Общебиологические

1. Единство строения и функций органов

2. Данные сравнительной анатомии

3. Мозг и душа

4. Происхождение человека

· Музей морфологии и анатомии человека им. П.Ф. Лесгафта

· ЗИН АН РФ

· То же

· То же

· Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого.

· «Кровь и кровообращение.

· То же

· «Нервная система»

· «Происхождение человека»

II. Анатомо-физиологические

1. Функциональные изменения в строении скелета

2. Обзор вегетативных процессов

3. Обзор нервной системы

· Музей морфологии и анатомии человека им. П.Ф. Лесгафта

· ЗИН АН РФ

· То же

· То же

· «Костно-мышечная система»

· «Обмен веществ»

· «Нервная система»

III. Экскурсии по истории науки, ознакомлению с её достижениями, методами исследования и с жизнью выдающихся ученых.

1. Жизнь и научная деятельность И.П. Павлова

2. История медицины

3. Достижения советской медицины

4. Техника и методика побочного исследования

· Музей-квартира И. П. Павлова

· Военно-медицинский музей

· То же

· Физиологические и клинические лаборатории

· Введение

· «Охрана и укрепление здоровья населения »

· То же

· «Нервная система»

IV. Гигиенические

1. Личная и общественная гигиена

2. Профилактика заразных заболеваний

3. Гигиена труда и физиологические основы его рационализации

·

· Музей Дома санитарного просвещения

· То же

· Промышленные и сельскохозяйственные производства

·

· «Охрана и укрепление здоровья населения »

· «Дыхание»

· «Обмен веществ», «Нервная система»

Как видно из таблицы, все экскурсии могут быть классифицированы по четырем группам. Соответственно содержанию они равномерно распределяются по всему курсу и проводятся, как необязательные, во внеклассных формах.

По содержанию первые три группы связанны с изучением теоретических вопросов, а последняя, четвертая, с практическими вопросами приложения анатомо-физиологических и гигиенических знаний.

1. Экскурсии общебиологического и анатомо-физиологического содержания. Необходимость выделения специальной группы экскурсий общебиологического содержания диктуется их важностью в формировании естественнонаучных основ мировоззрения учащихся. Содержание этих экскурсий позволяет углублять общие выводы, подвести итог биологического образования учащихся на первом этапе средней школы.

При организации таких экскурсий выявляется следующая их особенность. Как правило, эти экскурсии ведет не учитель, а научный сотрудник или специалист-экскурсовод. Роль учителя сводится к педагогической подготовке учеников к экскурсии, организации и использованию материалов экскурсий в последующей учебной работе. Однако с учителя не снимается ответственность за доступность и воспитательно-образовательный эффект экскурсии.

Большое значение для усовершенствования методики экскурсии имела согласованность работников школы и музея.

2. Экскурсии по истории науки, ознакомлению с её достижениями, методами исследования и жизнью выдающихся ученых. Специфично содержание экскурсий по вопросам истории науки и методике научного исследования. Особенность их состоит в том, что они оказывают влияние на формирование нравственных черт учащихся (патриотизма, чувства гордости за успехи науки, уважение к её выдающимся деятелям), а также способствуют развитию некоторых профессиональных склонностей. Эти экскурсии также могут проводиться в музеях и, кроме того, в научных или клинических лабораториях.

Опыт школ показывает, что наиболее целесообразно проводить экскурсии в лаборатории после изучения соответствующего программного материала на уроке; учащиеся будут подготовлены к восприятию трудных вопросов, с которыми они встретятся на экскурсии. Учитель, в процессе изучения темы ,сообщает, что будет показано на экскурсии при посещении той или иной научной лаборатории.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организация методов и средств по развитию творческого воображения младших школьников на уроках английского языка
В данном параграфе будут описаны творческие задания для развития творческого воображения младших школьников на уроках английского языка. Творческое задание 1. Цель: развитие творческого воображения Упражнение 1: Picture of your mind images of this words (мысленно в течение 10 - 15 секунд представит ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru