Золотая педагогика

Метод проектов в реализации элективного курса

Страница 4

Все это находило отражение затем в рабочих тетрадях звеньев или отдельных учеников. Организаторы много времени уделяли работе с общественностью. Они стремились к тому, чтобы рабочие, крестьяне, родители были в курсе дел проводимой школой работы. Поэтому стимулировалась публикация отчетов или рассказов об организации детской жизни в стенгазете, детском журнале. Проект заканчивался конференцией.

В этот период намечается линия раскола педагогов, которая в дальнейшем будет усиливаться. Для Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М. Пистрака проект – это форма организации жизнедеятельности, направленная на развитие ребенка. Проект создается, чтобы научить детей учиться, заниматься творческой деятельностью. «В каждом проекте мы должны особенно отметить роль детского интереса, детской самостоятельности, инициативы, выдумки и, наконец, даже самая конструкция проекта может быть изменена детским решением в ту или другую сторону» (Шацкий С.Т. Пед. соч. т. 4, с 52).

В насаждаемом В.Н.Шульгиным в массовой школе варианта метода проектов главный акцент делался на задаче воспитания борца, активного строителя коммунистического общества. Образовательная задача подчинялась политической.

В.Н.Шульгин говорил о том, что неважно, как будут писать слово «Берлин» или «Бирлин» - главное, чтобы дети знали о расстановке классовых сил в Германии и приближающейся революции, которой нужно помочь.

С.Т. Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко резко отрицательно отзывались о трактовке метода проектов В.Н.Шульгиным.

В школе конца 20-х начала 30-х годов проектную систему губила ее политическая направленность. Само требование рассматривать проект «в качестве ребячьего вклада в пятилетку» было абсурдным. Изначально ставились задачи, которые нельзя было реализовать силами учащихся. Есть известная доля правды в упреке в «методическом прожектерстве» в связи с внедрением метода проектов. Его сторонники действительно переоценили возможности учителя овладеть передовой в то время педагогической технологией. Педагоги в своей массе оказались не готовы работать по-новому.

Однако почему критика обрушилась именно на метод проектов? Почему он был предан анафеме? К чему привело постановление ЦК партии от 5 сентября 1931 года? Каковы его последствия? Зачем и кому все это было необходимо?

Действительно имевшиеся трудности и ошибки в процессе внедрения метода проектов – это только повод для его запрещения. Он отнюдь не был так значим и так широко распространен, чтобы в действительности оказывать тормозящее воздействие на систему советского образования. Во всяком случае, при опросе 150 школьников-отличников Москвы, проведенном в 1930 г., только 5-6 человек слышали о методе проектов (ЦГА РСФСР, ф.298, оп.1, ед. хр. 4, л. 32).

Подлинная причина столь резкой оценки его в постановлении ЦК партии лежит в изменившейся социальной ситуации, упрочении административно-командной системы, стремлении внедрить методологию, опирающуюся на сталинское представление о школе и педагогической науке.

В соответствии с этим образование возвращалось к традиционным формам преподавания. Ребенок снова должен был изучать «предметы», а не жизненные факты и явления. Учебники, газеты, журналы – вот что становилось главным источником знаний ученика о мире.

Компрометировалось и уничтожалось все, что могло хоть в какой-то мере подтолкнуть человека к самостоятельности и свободе мышления. Борьба с инакомыслием началась давно и велась искусно. Отвержение метода проектов бросало тень на Н.К.Крупскую и все ее окружение. Она оказалась в положении, когда в духе времени была вынуждена публично признаться в преувеличении положительных сторон метода проектов (Крупская Н.К. Пед. соч. в 10 т., т. 10, с. 421). Мы и до сих пор не в силах избавиться от навязывания стереотипов и настороженно относимся ко всему, что хоть в какой-то степени напоминает проектную систему обучения.

Описание проектных технологий в элективном курсе «Сфера услуг» будет рассмотрено в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсю ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru