Золотая педагогика

Педагогическая диагностика. Значение диагностики для выбора профессии

Образование » Применение метода проектов в элективном курсе предпрофильной подготовки "Сфера услуг" » Педагогическая диагностика. Значение диагностики для выбора профессии

Страница 1

Педагогическая деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты.

Если педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности учителя и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности, то ее предметом становится развивающаяся личность дошкольника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально - диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, то есть разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.

Объект педагогической диагностики в школе определяется из ее предмета, который обозначен как развивающаяся личность школьника. Объект должен быть рассмотрен таким образом, чтобы информация о нем позволила судить об уровне развития личности именно в тех параметрах, которые нужны педагогу.

В настоящее время наши представления о личности конкретизированы в ее модели. Основу модели составляет структура личности, которая сложна и многопланова. В отечественной психологии структура личности описана в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, А.И. Щербакова и др. Наиболее полно модель личности охарактеризована К.К. Платоновым, который обосновал психологическую концепцию динамической структуры личности, выделив в ней четыре подструктуры.

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты (элементы). Направленность включает в себя такие подструктуры, как влечения, желания, интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества, и различные формы потребностей. Изучение данной подструктуры требует социально-психологического уровня анализа.

2-я подструктура личности объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эта подструктура называется опытом, активность которого проявляется через волевые навыки и требует психолого-педагогического уровня изучения.

3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психологических процессов или психических функций: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Она формируется в основном путем упражнения и изучается на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства и патологические изменения. Эта подструктура определяется силой нервных процессов, а изучается на психологическом уровне.

Четыре обозначенные подструктуры включают в себя все известные свойства личности, а их взаимодействие образует иерархию подструктур личности и их свойства.

Объекты педагогической диагностики:

уровень развития социальных качеств школьника;

уровень общефизического развития школьника;

профориентационная направленность школьника;

характеристика общего состояния учебного процесса в классе, воспитательная возможность классного коллектива и воспитательный потенциал.

Таким образом, объекты педагогической диагностики в школе можно разделить на две группы: объекты, связанные с изучением собственно личности школьника, и объекты, необходимые для изучения основных источников педагогического воздействия на чувства, сознания и поведение учащихся.

Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее психического развития.

Для того чтобы правильно решить сложную задачу определения будущего трудового и жизненного пути школьника, необходимо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, экономического, психологического и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осуществляется самой личностью с учетом своих индивидуально – психологических особенностей. В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе необязательно изучать множество его индивидуально-психических свойств, достаточно знание тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий.

Основная цель диагностики – выявить те природные задатки школьника, позволяющие определить именно то направление будущей профессиональной деятельности, в котором лучше всего будут развиваться производственные способности и мастерство. С этой целью разработан блок индивидуального диагностического обследования личности школьника в курсе по выбору «Сфера услуг».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Калмыкия
Система образования Республики Калмыкия является частью системы образования Российской Федерации. Поэтому в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в Республике Калмыкия приняты меры по реализации приоритетного национального проекта «Образовани ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru