Золотая педагогика

Педагогическая диагностика. Значение диагностики для выбора профессии

Образование » Применение метода проектов в элективном курсе предпрофильной подготовки "Сфера услуг" » Педагогическая диагностика. Значение диагностики для выбора профессии

Страница 2

Выделяют десять психических свойств – пространственное мышление, слухоречевая память, зрительная память, логическое мышление, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вычислительные способности, профессиональная склонность и профессиональный интерес, - которые в определенной степени представляют характер природных задатков школьников. Если уровни их развития соотнести с типами профессий, то можно определить, какой из пяти лучше всего подходит к каждому школьнику.

Для диагностики этих свойств используются специально разработанные психологами валидные и надежные тесты и специальные методики.

В современной науке применяется немало методов диагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Поэтому, к выбору методов и методик диагностики нужно подходить аккуратно. Мы применяли два метода – анкетирование и тестирование.

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

В педагогике используются 3 общеизвестные разновидности опросных методов: беседы, анкетирование, интервьюирование.

Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формировка вариации вопросов, включающих вопросы “ в лоб”, вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.

Интервью. Правила интервьюирования включает создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседы, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатии.

Анкетирование. Как письменный опрос более продуктивен, документами, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредствам корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После заполнения таких анкет читателям редакции оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.

По форме вопросы разделяют на открытые (свободный ответ) и закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений). Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого; при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим – анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетированные ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Ведущие педагоги и психологи о роли оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе
Настоящее революционное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Аниры Йошизава он изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и спо ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru