Золотая педагогика

Общая структура модульного обучения

Страница 4

совместная работа (работа в микрогруппах) способствует:

снятию исходных установок некоторых участников на невозможность решить поставленные задачи;

снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс.

развитие способностей ,в том числе и познавательной, легче достигается в достаточно демократической атмосфере;

для одних участников важным является достижение результатов своей деятельности, для других – собственная работа мысли.

Наиболее полезным, развивающим считается учение на пределе трудности для самого ученика. Вот почему в диалогической части предлагаемого учебного модуля учитель разрабатывает 3-хуровневые задания для каждого ученика. Задания 1 уровня рассчитаны на развитие творчества учащихся. Задания 2 и 3 уровней предполагают усвоение программного материала учащимися на уровне государственного стандарта образования.

Задания, разработанные учителем для каждого ученика, предусматривают выбор одного по усмотрению учащегося.

Диалогическая часть учебного модуля имеет несколько особенностей, на которые следует обратить внимание:

Обучение и учение в этой части являются:

развивающими,

в связи с этим – необходимость центрации учителя на интересы учеников. Отсюда: ориентация и создание условий в учебном процессе на развитие логики, мышления, устной и письменной речи, способностей каждого ученика, интереса к познавательной деятельности. К созданию условий можно отнести: обеспечение психологической безопасности, психосовместимости учеников, благоприятной психологической атмосферы (доброжелательной, открытой, эмпативной ит.д), рабочих мест, средств обучения для каждого ученика;

подготовительными,

для выхода на итоговую (контрольную) часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставляемые на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий, а не контролирующий характер. Оценки и отметки ставятся преимущественно самими учениками (себе, друг другу, команде, группе).

Как видно, в этой части модуля наиболее используемыми являются методы взаимопроверки. При этом возможны ситуации, когда ученик берёт на проверку работу с повышенной для него степенью сложности. Естественно, он не может правильно оценить правильность или неправильность выполнения данной работы. Вот почему учителю необходимо подготовить бланки с правильными ответами или ходом решения задач. Они будут востребованы учениками при взаимопроверке и взаимооценке результатов их учебного труда (ответы на задания 1-го уровня, если они предполагают нестандартный ответ, проверяет учитель).

Обучение репродуктивного (воспроизводимого) характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением.

Преимущественно используются активные формы обучения, построенные на диалоге, общении учащихся друг с другом.

В диалогической части учебного модуля используется не традиционная пятибалльная (по сути, трехбалльная) система оценки знаний учащихся, а девятибалльная, позволяющая каждому ученику безболезненно переходить от одного уровня заданий к другому, так как в рамках каждого уровня можно получить отметку «отлично», «хорошо» или «удов­летворительно». (См. таблицу 1).

Таблица 1. Шкала перевода оценок.

1 уровень

II уровень

III уровень

Балл

Журнал

Балл

Журнал

Балл

Журнал

"5"

5

"5"

5

"5"

4

"4"

5

"4"

4

«4»

3

"3"

4

"3"

3

"3"

3

Обучение и учение в этой части являются подготовительными для выхода на итоговую (контрольную) часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставляемые на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий, а не контролирующий характер. Оценки и отметки ставятся преимущественно самими учениками (себе, друг другу, команде, группе). Вот почему учителю необходимо подготовить бланки с правильными ответами или ходом решения - ответы-образцы (эталоны ответов, ключи заданий). Обучение и развитие – процессы, находящиеся в сложном взаимоотношении как уже отмечалось, многие личностные психические свойства ребёнка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение деятельности. Поэтому всякая попытка учителя «внести» в ребёнка познание не приносит желаемых результатов (т.е. не развивает личность), если не организована собственная деятельность ученика, приносящая ему переживание положительных эмоций от преодоления трудностей, открытий, получения положительного результата и, главное, от самой познавательной деятельности. Для этого учителю необходимо создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологического комфорта для каждого ученика. К.Роджерс считает, что учитель может создать такую атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
В 2004 году была создана, апробирована и внедрена новая модель образования, которая утверждена в Концепции развития образования в Республике Казахстан. Согласно Концепции развития образования Республики Казахстан, основная задача начальной школы - обеспечить первоначальное становление личности ребе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru