Золотая педагогика

Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалий у дошкольников

Образование » Использование наглядных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией » Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалий у дошкольников

Страница 1

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:

— этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);

— комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;

— дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии.

Прежде чем осуществить коррекционную работу необходимо согласно методике Обследование состояния звукопроизношения:

1) обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;

2) обследование звукопроизношения;

3) обследование фонематического слуха.

1. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений:

— открыть и закрыть рот;

— удержать широко распластанный язык на нижней губе (2— 3 сек.);

— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.);

— пощелкать языком (3—5 раз);

— пощелкать языком («погонять лошадок»);

— вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза);

— вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»;

— надуть щеки;

— имитировать языком положение «трубочки»;

— произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:

— четкость артикуляционных движений;

— быстроту и плавность их воспроизведения;

— умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.

3. При обследовании фонематического слуха выясняется, как дети на слух различают фонемы родного языка. Используются приемы, направленные на:

— узнавание, различение и сравнение простых фраз;

— выделение и запоминание заданных слов в ряду сходных по звуковому составу;

— различение отдельных звуков в звуковом ряду, в слогах, словах;

— запоминание и повторение слоговых рядов, состоящих из 2— 4 элементов.

Исследуется способность к восприятию ритмических структур различной сложности, воспроизведению ритмических рисунков и т.п.

Особое внимание обращается на различение свистящих — шипящих, шипящих — аффрикат, глухих — звонких пар звуков.

Таким образом , нарушения звукопроизношения при дислалии

Анализ всех полученных данных позволит определить характер и причину дислалии и обозначить направление исправления дефектов звукопроизношения.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: 1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особе ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru