Золотая педагогика

Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Образование » Использование наглядных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией » Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Страница 1

Исследование проводилось на базе детского сада № 10 «Сказка», п. Лучегорска.

В эксперименте принимали участия 15 детей с различными нарушениями звукопроизношения 4 – 5 лет. Работа по обследованию проводилась с сентября по ноябрь 2004 года.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель исследования: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

1. Выявить у дошкольников нарушения звукопроизношения.

2. Выявить особенности фонематического восприятия

3. Выявить нарушения звукопроизношения;

1. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений.

Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания, которые включали динамические и статические упражнения.

№1 Исследование артикуляционной моторики.

1балл – правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25балла – выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);

0баллов – невыполнение движения.

Максимальное количество баллов – 5

От 1 – 3 балла (низкий уровень)

От 3 – 4 балла (средний уровень)

От 4 – 5 балла (высокий уровень)

Исследование подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с дислалией. Данные можно представить в виде таблицы 2.1.1

При обследовании 15 детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. Мы поделили группу на 2 подгруппы. У детей, где есть нарушения это группа «А», а где нет нарушений эта группа «Б»

У Ульяны С. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.

У Ульяны С. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения. Девочка не могла:

— удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

— пощелкать языком (3-5 раз);

— пощелкать языком («погонять лошадок»);

— имитировать языком положение «трубочки»;

— произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.

Нарушения строения артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией (группа «А»). в таблице 2.1.2

После проведенного нами исследования было выявлено, что дети у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у Ульяны С. У нее есть упражнения, где она не справилась. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата.

Рис.2.1 Состояние артикуляционной моторики дошкольников с дислалией

Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Пети Н. и Марии Р. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения:

— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

— пощелкать языком (3-5 раз);

— пощелкать языком («погонять лошадок»);

— имитировать языком положение «трубочки»;

В этих упражнениях не было

— четкости артикуляционных движений;

— быстроты и плавности их воспроизведения;

— умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2. Состояние фонематического слуха определялось с помощью заданий: (покажи где?)

Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Структура проблемной задачи и методы проблемного обучения
В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные элементы: 1) условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-то параметры решения; 2) неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым знаниям или способам действия (С.З. Якутов). Важнейшим признаком проблемной за ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru