Золотая педагогика

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией с использованием наглядных средств

Образование » Использование наглядных средств при коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией » Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией с использованием наглядных средств

Страница 3

После того как мы поставили изолированный звук [л], мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложениях. Мария Р. находилась на автоматизации в слогах, а Слава П. на автоматизации в словах. Для этих детей были предложены следующие задания:

«Произнеси слог» (произнесение звука [л] в прямых слогах)

Инструкция: Мы показываем на картинке слоге и ребенок произносит, если ребенок не может самостоятельно, то повторяет за логопедом.

ла – ло – лу – лы ла – лу – ло – ла

ло – лу – ла – лы ла – лы – лу – ло

(произнесение звука в обратных слогах)

ал – ол – ул – ыл ыл – ул – ол – ал

ал – ял – ол ёл – ол – ул.

«Произнеси слова» (с ударением на слоге)

Инструкция: Прелагается наглядный материал картинки. Мы показываем ребенку картинки, он повторяет и логопед задает вопрос, где звук Л в начале или в конце. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

лаз – вал салат – пенал

лоб – гол лодка – укол

(без ударения на слоге)

Инструкция: Детям предлагаются слова, и ребенок рисует по ним картинки. Затем четко проговаривает эти слова.

мыла, дула, писала халва, балкон, сыпал

луна, лужок, палуба кинул, дунул, сунул.

(со стечением согласных)

Инструкция: Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.

глаза, класс, слабый, пламя, плавать

злак, флаг, шла, вышла, сладкий

(закрепление произнесения звука [л] в прямых и обратных слогах)

Инструкция: Произнесения слова сопровождается показом картинки.

лаял, плыл, колол ломал, глотал, баловал

молол, делал, лакал колол, молотил, колотил

«закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагалось закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Володя поехал на (велосипеде).

На данном этапе у Славы П. и Марии Р. звук [л] автоматизирован в словах и можно вводить в предложения.

Для ребенка группы – с артикуляторно – фонематической дислалией (Ульяны С., у которой заменяет звук [ш] на [с], находящихся на этапе автоматизации в словах), были предложены следующие задания.

«Закончи предложение» - ребёнку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты …(идёшь).

Я пою, и ты …(поёшь).

Я несу, и ты …(несёшь).

Я беру, и ты …(берёшь).

«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). обращалось внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук [ш] в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.

После того, как звук [ш] был автоматизирован в словах, мы предложили задания на автоматизацию звука в предложениях.

Инструкция: Мы сначала слушаем слоги, затем показываем картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем мы ребенку предлагаем повторить предложения.

«Повтори, чётко произнося [ш]»

ша – ша – ша, ша – ша – ша,

шапка, шайба, шар, лапша.

Ши – ши – ши, ши – ши- ши,

Шило, шина, малыши.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша,

Наша Маша хороша.

Звук [ш] мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки [ш] и [с], потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.

Цель данного этапа – научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.

Работу мы начинали с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) – когда мы произносим звук [с], язык лежит за нижними зубами; тёплый воздух из лопнувшей шины и шипит (ш, ш, ш) – когда мы произносим звук [ш], язык поднимается за верхние зубы.

Детей заинтересовала работа с карточками - символами: С – (губы) È, ш - O; с – (язык ¯), ш - ­.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Педагогическая диагностика. Значение диагностики для выбора профессии
Педагогическая деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты. Если педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности учителя и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деят ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru