Золотая педагогика

Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт

Образование » Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт

Страница 5

Историческая и личностная рефлексия в гуманитарно-методологическом контексте. Любая историческая дисциплина, в особенности если речь идет о некоторых «прикладных» версиях истории (история педагогической науки и образования, история школы и др.), сталкивается с проблемой определения исторических периодов и этапов. При этом формальные периодизации (исходя из наиболее ярких политических событий – войн, революций, экономических кризисов) оказываются крайне ненадежными и зачастую бесполезными в тех ситуациях, когда внимание сосредоточивается на истории педагогических или культурных феноменов. В контексте гуманитарно-методологической рефлексии историческая периодизация предстает в ином, динамическом качестве – она начинает отражать характерные для каждой эпохи различения прошлого и настоящего. Именно поэтому противопоставление гуманитарной методологии научной или деятельностной методологии, равно как и противопоставление постмодерна классическому модерну, носят характер лишь исходных утверждений, рефлексия которых неизбежно востребует обращение к памяти современников и участников переживаемых событий и, в конечном счете, обращает нас к необходимости самоопределения в отношении собственной жизни и ее ценностей.

Атеоретичность гуманитарной методологии. Специфика гуманитарно-методологической интерпретации явлений заключается в том, что основным ее результатом оказывается не теория (со всеми ее атрибутами – универсальностью, нормативностью, фальсифицируемостью и пр.), а опыт, никогда не обретающий законченной и завершенной формы. Гуманитарная методология проблематизирует не столько внешнюю по отношению к человеку реальность, сколько собственную реальность его отношений, проблем, восприятия вызовов и принятия прошлого. Очевидно, что ни один из этих вопросов не имеет универсального ответа. Гуманитарно-методологическая рефлексия, несмотря на неопределенность своего предмета, связана с использованием существующих в культуре кодов – вербальных, звуковых, наглядно-образных, что и задает ее многозначность: она находится на стыке иррациональных и рациональных форм знания.

Гуманитарная методология как изобретение. Обращение к классическим основам культуры, ее философским, культурным, литературным или образовательным опытам всегда несет с собой шлейф разочарования. Речь идет о чем-то утраченном, забытом, не вполне состоявшемся и др. В этой связи гуманитарно-методологическая рефлексия есть всегда попытка возобновления реальности, предполагающая событийность и значимость переживания. Именно поэтому изобретающее (т.е. предполагающее новое обретение прошедшего как подлинного) отношение является одним из ключевых признаков и установок гуманитарной методологии.

Антипозитивизм. Одной из наиболее характерных особенностей методологии научно-педагогического исследования является ее ориентация на всестороннюю «позитивную» верификацию. Действительно, любой вывод должен быть обоснован обращением к множественным данным объективного характера. Гуманитарно-методологическое познание, никоим образом не отвергая необходимость валидности порождаемых представлений, рассматривает этот процесс более широко: речь идет не только о внешней достоверности, связанной с обязательными количественными измерениями, но и о внутренней (субъектной) достоверности возникающих опытов и выводов. Это утверждение является следствием исходной установки не на исследование вещей, а на их данность нашему сознанию и предполагает обязательное соучастие слушателей и экспертов в ситуации возникновения нового знания. Можно утверждать, что мотивы деятельностного, коммуникативного и прочих субъектно-ориентированных подходов не исчезают, но радикализуются, предполагая участие человека в познании в качестве конституирующего, а не формального условия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Толстой изучает зарубежный опыт на педагогике
К концу 1859 года Толстой с увлечением отдался школьным занятиям с крестьянскими детьми, помышлял даже о том, чтобы совсем отказаться от литературной деятельности. В середине 1860 года он вторично поехал за границу. Больше всего за границей теперь его интересовали вопросы педагогики. Он усиленно по ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru