Золотая педагогика

Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт

Образование » Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт

Страница 6

Изоморфизм гуманитарно-методологических и пространственно-временных представлений. Исторически схематизация была присуща множеству форм методологического знания. В частности, геометрические образы всегда сопровождали научное исследование (особенно в естественных науках, психологии, языкознании). Некоторые не без основания полагают, что именно специфическая культура схематизации является основой системно-мыследеятельностного подхода. Гуманитарно-методологическая установка не только не отвергает эту традицию, но доводит ее до наиболее радикальных форм: именно символическая модель оказывается образом человеческого бытия–в–мире, в котором соединены человеческая и вне-человеческая реальность. То, что понимается под субъективным и объективным измерением познания, есть лишь продукты его объективации и огрубления, между тем, синкретическая человеческая картина мира обладает бытийным статусом. Соответственно, гуманитарная методология удерживает в качестве своего основного предмета те трансформации, которые происходят с образами, их смещения, отражения, проекции, наложения, фрагментации и, наоборот, сочетания, которые служат первоосновой изменений как индивидуального человеческого сознания, так и гуманитарной реальности в целом.

Антропологизм гуманитарной методологии. Одной из фундаментальных проблем философской мысли последних десятилетий является проблема понимания человека как производной от окружающих его культурных реалий. Иногда эта зависимость приобретает вполне позитивный смысл, фиксируемый в категориях социализации, инкулыурации, ситуации развития. Иногда она предстает в виде фатальных, хотя и популярных концептов смерти человека и наступления эры постгуманизма. Решение, являющееся базовым для гуманитарной методологии, состоит в следующем: человек не может быть признан метафизической константой познания. Однако абсолютным условием самой возможности его существования является самореализация в горизонте бытия, что делает любое познание атрибутом некоторого антропологического самоопределения. Соответственно, роль и место человека в мире не может быть универсальным и абсолютным, но антропологическое самоопределение есть фундаментальное условие жизни и познания. В той же мере, в какой мы существуем, мы вынуждены как определять и понимать окружающий нас мир, так и ориентироваться на самопознание и самоопределение.

Множественная интенционалъность гуманитарной методологии. Методологизация образования одновременно происходит в двух направлениях: как конструирование нашего «внешнего» действия, как рефлексия и реконструкция собственного опыта. Иначе говоря, гуманитарно-методологическая установка предполагает постоянное внимание к происходящему «на краю» – между тем внутренним содержанием, с которым идентифицирует себя субъект действия, и тем, что представляется ему в качестве внешней реальности. Развертывающиеся из этой точки в разных направлениях множества значений и смыслов обеспечивают постоянную реконструкцию самой ситуации действия. Это является важнейшим условием его содержательности. Как только действие замыкается в некотором одном направлении (либо фиксация внимания на внешней предметности и внешних преобразованиях, ведущая к поверхностности и прогрессирующему непониманию происходящего, либо бесконечное погружение внутрь, приводящее к оторванности от окружающего мира), происходит кризис соответствующей практики.

Сетевая организация пространства гуманитарной методологии. Один из важнейших вопросов, относящихся к бытованию любого типа знания, связан с определением его организационной формы. Большинство классических форм знания имеют, условно говоря, пирамидальную структуру: высший уровень образует небольшое количество чрезвычайно абстрактных и универсальных принципов, которые по мере их детализации, научного и практического применения формируют уровень общенаучных, дисциплинарных и отдельных практических следствий. С этой точки зрения, наиболее адекватным образом гуманитарной методологии является сеть, не имеющая единого центра, но предполагающая постоянное взаимодействие бесконечного множества узлов. Гуманитарно-методологическое познание не имеет универсального стандарта, но находится в постоянном процессе конструирования / разрушения норм, каждая из которых имеет самое непосредственное отношение к формам субъектности и событийности в образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методическое обоснование использования интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке» в курсе истории
Тема «Россия в XVII веке» включает в себя следующие параграфы: Новые явления в экономике. Основные сословия российского общества Политическое развитие страны. Церковный раскол. Народные движения. Внешняя политика. Образование и культура. Эта тема занимает важное место в курсе истории, поскольку пок ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru