Золотая педагогика

Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт

Образование » Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт

Страница 7

Опытный характер гуманитарной методологии. Этот тезис рождается из вопроса о том, существует ли целостное и систематическое изложение гуманитарной методологии, которое может быть предъявлено в форме учебника или энциклопедии, обосновано ли включение гуманитарной методологии в учебный план вуза (подобно тому, как, например, все магистранты и соискатели ученых степеней в обязательном порядке изучают «Методологию научно-педагогического исследования»). Нам представляется, что сама возможность преподавания гуманитарной методологии есть в самом широком смысле «зона ближайшего развития» отечественной образовательной традиции. Речь идет о том времени и той ситуации, когда образование de facto будет обращено к весьма загадочным на сегодняшний день категориям опыта, отношения, участия, а не к формальным знаниям и способам деятельности. Более того, следует учитывать, что сама гуманитарно-методологическая практика тесно связана с действием в приграничье традиций, что достаточно плохо соответствует преобладающему пониманию предмета познания как глубинного основания некоторой научной традиции.

Предметность гуманитарной методологии. Разумеется, дистанцирование гуманитарной методологии от предметности в классическом научном смысле не может остаться без соответствующего позитивного ответа на вопрос: так чем же все-таки намерена заниматься гуманитарная методология, что находится в фокусе ее внимания? На сегодняшний момент в этом качестве выступает смысл, понимаемый как бесконечно многообразная, трансформирующаяся и ускользающая реальность, определяющая координаты бытия. В отличие от любых классических представлений, задающих единую и универсальную экзистенциальную ретро и перспективу смысла, гуманитарно-методологический его образ не встроен в какую-то априорную схему. Он не предполагает дифференциации высших и низших смыслов, но их постоянное мерцание и изменение. Ни одна из конфигураций смысла не является абсолютной и самотождественной, но находится в движении, задавая все новые горизонты и формы человеческого существования и развития.

Завершая, мы бы хотели сделать еще один немаловажный вывод. Ни в коей мере не претендуя на универсальную или обобщающую функцию гуманитарной методологии в отношении тех или иных научных подходов и традиций, мы, тем не менее, смеем надеяться, что некоторые из наиболее серьезных проблем модернизации образования могут быть если и не разрешены вполне, то, по крайней мере, по-новому поняты и осознаны в предложенном гуманитарно-методологическом контексте.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Еще по теме:

Общий алгоритм педагогического проектирования
Для выполнения педагогического проектирования предлагается следующий алгоритм описанный С.Я. Батышевым: Ι. Подготовительная работа: 1. Анализ объекта проектирования. Прежде всего, рекомендуется определиться с объектом педагоги­ческого проектирования, его структурой и подструктурами, их состо­я ...

Категории

© 2019 Copyright www.sotbay.ru