Золотая педагогика

Формирование двигательных умений и навыков

Страница 1

Известно, что многообразная двигательная деятельность человека, какой бы сложной она не была, осуществляется в форме последовательно выполняемых конкретных двигательных действий. Само двигательное действие представляет собой способ решения двигательной задачи.

Одно и то же двигательное действие может быть выполнено человеком в двух качественно различных формах – либо в форме умения, либо в форме навыка. Эти формы принципиально отличаются друг от друга, главным образом, степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Двигательное умение - это такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательное умение можно определить как способность выполнять двигательное действие, концентрируя внимание на основе техники, т.е. на самом движении.

Основные признаки двигательного умения:

1. Двигательное действие осуществляется под обязательным контролем сознания, что требует определенной сосредоточенности внимания на технике двигательного действия. В связи с этим центральная нервная система утомляется быстрее, чем при выполнении привычных движений.

2. Движение выполняется с излишними мышечными затратами, отдельные фазы или элементы согласованы между собой еще недостаточно. Поэтому двигательная задача ни экономичностью, ни тем более результативностью не отличается.

3. Движение в форме умения неустойчиво и ненадежно. Здесь еще продолжается поиск наилучших способов решения двигательной задачи, техника выполнения уточняется и совершенствуется.

4. Прочность запоминания недостаточно высока, зато повышена отрицательная роль сбивающих факторов (шум, утомление, другие условия и т.д.).

Все эти особенности двигательного умения во многих случаях вызывают необходимость его перевода в более совершенную форму владения техникой движения – на уровень двигательного навыка. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.

Продолжительность перехода от умения до уровня навыка в целом индивидуальна и зависит от следующих факторов и их сочетаний:

1 - двигательная одаренность (врожденные способности) и двигательный опыт ученика;

2 – возраст ученика. Дети осваивают движения быстрее, чем взрослые;

3 – координационная сложность двигательного действия;

4 – профессиональная компетенция преподавателя. Высокое совершенство методики обучения сокращает сроки перевода умения в навык;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Проблема формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие гармоничной социализации
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен повышением ценности общения в современной действительности. Вопросы межличностных отношений, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимани ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru