Золотая педагогика

Формирование двигательных умений и навыков

Страница 2

5 – уровень мотивации, сознательности, активности и критического мышления ученика – обязательное условие успешного и быстрого освоения движения.

В связи с тем, что первые три причины носят в общем-то объективный характер, решающая роль, определяющая не только сроки, но и качество освоения двигательных действий, принадлежит, во-первых, преподавателю, владеющему современной методикой обучения, во-вторых, ученику, активно желающему серьезно освоить движение. При этом в связке “учитель-ученик” роль учителя остается главной – он либо обеспечит, сформирует у ученика положительную мотивацию к серьезной работе, либо это не сделает, что в итоге скажется на результате обучения.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. Навык в связи с этим считается высшей формой выполнения движения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия.

Основные признаки двигательного навыка:

1. Автоматизм, как следует из определения, является главной чертой навыка. При этом человек, осуществляя минимальный контроль за техникой движения, может сконцентрировать свое сознание и внимание на других объектах. Иначе говоря, навык позволяет освободить часть сознания от решения чисто технических аспектов для реализации задач, влияющих на конечный результат деятельности (в спорте – на победу, в труде – на производительность работы и т.д.).

2. Для навыка характерна совершенная координация работы всего двигательного аппарата, отсутствие закрепощенности, легкость и слаженность всех элементов движения. Это позволяет выполнять двигательное действие с максимальными усилиями и скоростями, оптимальным ритмом и темпом, т.е. на высокий целевой результат.

3. Навык обладает высокой надежностью, т.е. различные сбивающие факторы (новые снаряды, оборудование, неблагоприятные внешние условия, реакция зрителей и т.п.) оказывают меньшее отрицательное влияние по сравнению с умением.

4. Навыку присуща значительная прочность запоминания. В своей основе навык сохраняется даже при длительных перерывах. В то же время он быстро восстанавливается после перерывов в занятиях. Научившись плавать, человек сохраняет этот навык практически на всю жизнь.

5. Владение техникой движения на уровне совершенного навыка вызывает так называемые комплексные ощущения, играющие важную роль, в частности, в спорте. Подобные восприятия появляются при систематических занятиях. Для пловца – это чувство воды, штангиста – чувство веса, боксера – чувство дистанции, удара и т.д.

Это положительные достоинства навыка. Вместе с тем у навыка при определенных условиях есть один недостаток. Дело в том, что сформированный с техническими ошибками навык, очень трудно поддается переучиванию, исправлению. Для этого требуется значительные физические и нервные усилия как преподавателя, так и ученика. Бытующее в жизни выражение, что легче научить новому, чем переучить старое, вполне справедливо для данного случая. Избежать его можно единственным путем – еще на стадии формирования умения учить правильной основе техники, постоянно добиваясь ее вариативности. Вариативными навыками считаются такие, которые допускают изменения различных деталей, при сохранении самой основы техники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом
Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический пои ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru