Золотая педагогика

Формирование двигательных умений и навыков

Страница 3

Закономерности формирования двигательных действий

Процесс обучения двигательным действиям представляет собой достаточно сложное и нелегкое занятие как для учителя, так и для ученика. Обучение может быть гарантировано успешным только тогда, когда преподаватель строит процесс освоения техники движений с учетом физиологической, психологической, педагогической и структурной закономерностей, лежащих в основе теории обучения.

Рассмотрим сущность этих четырех закономерностей, проявляемых при обучении движениям.

1. Физиологическая закономерность представлена положением о фазовом характере формирования двигательных навыков. Согласно этому положению, двигательный навык формируется по законам развития условных рефлексов (И.П. Павлов, А.Н. Крестовников). При их формировании (а двигательный навык – это тоже условный рефлекс) в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждение и торможение). Преподаватель, зная особенности этих фаз, может оптимизировать применяемою методику с целью ускорения процесса обучения.

а) фаза – иррадиация нервных процессов. Ее особенности выражаются в следующем. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга ученика возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, а также и центры соседние, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно. В связи с этим тратится больше, чем необходимо, физической и нервно-психической энергии. Человек быстро устает, выполняемое движение плохо скоординированно и неточно.

б) фаза – концентрация нервных процессов. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Происходит своеобразная концентрация нервных процессов в нужных центрах, соседние как бы “выключаются”. Это приводит к ликвидации чрезмерной закрепощенности, исключению ненужных движений. Двигательное действие выполняется более свободно и скоординированно. Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

в) фаза – стабилизация динамического стереотипа. Многократное повторение двигательного умения постепенно приводит к возникновению в коре головного мозга достаточно четкой, согласованной системы последовательности протекания возбуждения и торможения в нужных центрах. Между нервными центрами, участвующими в работе, устанавливаются прочные временные связи. Движение выполняется стабильно, в случае необходимости вариативно и на высоком уровне проявления физических качеств. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

2. Психологическая закономерность в современной концепции обучения движениям начинает играть все более значительную роль. Дело в том, что рассмотренная выше физиологическая закономерность уже не в состоянии корректно объяснить некоторые чрезвычайно существенные аспекты, непосредственно связанные с процессом обучения двигательным действиям. В частности, такие категории, как потребность и мотивация, остаются за пределами рассмотрения фазовой закономерности формирования двигательного навыка, в то время как их роль достаточно значительна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Организация уроков с использованием грамматических игр
Формирующий эксперимент проводился на этой же группе учащихся на протяжении 6 последующих уроков. Материал уроков содержал хорошо усвоенную детьми лексику по темам: «Продукты», «В магазине», «Спорт», «Животные», работа над грамматикой проходила в игровой форме. Фрагмент урока, где проводилась грамм ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru