Золотая педагогика

Формирование двигательных умений и навыков

Страница 4

Современная теория обучения, не отвергая достижений условнорефлекторной концепции формирования двигательных навыков, существенно обогащает ее за счет использования в ней положений общей теории деятельности. С ее позиций решающая роль в процессе обучения новым двигательным действиям (как показал в своем фундаментальном исследовании данной проблемы М.М. Боген) отводится формированию ориентировочной основы действия (ООД). При этом процесс формирования ООД в обязательном порядке опирается на такие важнейшие психологические компоненты любой деятельности, как целевые установки и мотивация. Иначе говоря, в структуре ориентировочной основы действия фактор сознания ученика играет первостепенную роль. Значение сознания как основной направляющей силы в деятельности человека очень четко представлено в теории поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина, углубившего методические аспекты теории деятельности.

П.Я. Гальперин в любом действии выделяет три части (функциональных компонента), находящиеся в функциональном единстве: ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную, каждая из которых имеет свое назначение.

Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия. Такая программа появляется в результате формирования ориентировочной основы действия. На основе программы осуществляется исполнительная часть, т.е. само запрограммированное двигательное действие.

При этом, как только человек начинает движение, оно сразу же подвергается контролю и в случае необходимости – коррекции. Ход выполняемого действия сопоставляется с программой и оценивается ее выполнение.

Если обнаруживается несоответствие между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в исполнительную часть вносятся соответствующие уточнения, коррективы.

Если действия согласованы в ориентировочной и исполнительной частях, но двигательная задача (т.е. цель движения) решается неудовлетворительно, то коррекции подлежит уже не исполнительная, а ориентировочная часть, т.е. сама программа содержит какие-то неверные, возможно ошибочные, представления.

Следовательно, все три компонента двигательного действия находятся в неразрывном единстве и взаимосвязи. Действие не начинается при отсутствии программы, т.е. ООД. Поэтому ООД является управляющим образованием и в значительной мере – контрольно-корректировочным. Исполнительные же функции осуществляет двигательный аппарат человека.

Таким образом, теория управления деятельностью вносит существенные коррективы в традиционную методику обучения двигательным действиям. В частности, акценты усилий преподавателя должны быть направлены прежде всего на формирование ООД ученика, а не на исполнительную часть, как вытекало из условно-рефлекторной теории. В этом случае процесс обучения движениям становится более эффективным, получается значительно меньше “технического брака”.

3. Педагогическая закономерность современного подхода к процессу обучения движениям полностью вытекает из рассмотренных выше условно-рефлекторной концепции и теории деятельности. Фактически педагогическая закономерность реализуется в самой методике обучения. Она указывает – что конкретно и в какой последовательности должен делать преподаватель, приступая к обучению своих учеников новым двигательным действиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Функциональная линия в школьном курсе алгебры 7-9 классов
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием функции, его изучение в современной методике математики организовано в содержательно - методическую линию - функциональную линию. Здесь рассматриваются вопросы формирования понятия функции, способы задания функции, график функции, свойств ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru