Золотая педагогика

Формирование двигательных умений и навыков

Страница 5

Основываясь на положениях теории деятельности, М.М. Боген показал, что наиболее эффективный результат при обучении двигательным действиям достигается, если преподаватель управляет формированием ориентировочной части, т.е. самой программы.

При формировании программы действия целесообразна следующая методическая последовательность, включающая, как минимум, четыре задачи – операции:

1. Необходимо сформировать у ученика положительную учебную мотивацию побудить его к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению двигательным действием. Принудительное обучение, или обучение без особого желания, не эффективно, т.к. именно при этом подходе возможны разнообразные ошибки в технике упражнения.

2. Сформировать знание о сущности двигательного действия (а это уже обязательный элемент самой программы действия). Необходимо обратить внимание ученика, прежде всего на те фазы и элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. Эта задача решается методами объяснения, рассказа, наблюдения.

Те объекты (элементы, фазы) двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания ученика при исполнении, называют основными опорными точками (ООТ). А весь комплекс ООТ, составляющих целостное двигательное действие называется ориентировочной основой действия (ООД). Эта основа и есть смысловой, или сущностный образ самой программы действия.

В часто бытующем на практике обучении по методу “проб и ошибок” ученик самостоятельно, подчас случайно, нащупывает основные опорные точки, если преподаватель не акцентирует его сознание на определяющих элементах действия. При этом в формируемой ООД, наряду с истинными опорными точками, могут включаться так называемые ложные (т.е. неправильные представления). Кроме того, число ООТ может оказаться достаточным или недостаточным, что в итоге не всегда положительно отразится на результате обучения.

3. Сформировать полноценное представление об изучаемом движении по каждой ООТ, что в конечном итоге и составит всю ориентировочную основу действия, т.е. его программу. Если эта программа состоит из необходимого и достаточного числа истинных опорных точек, ее можно считать вполне завершенной.

Само полноценное представление суммируется из трех взаимосвязанных компонентов:

- зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

- смысловой образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

- двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений. Двигательный образ продолжает формироваться и уточняться также при расчлененном либо целостном выполнении движения.

4. Приступить к практическому целостному освоению изучаемого двигательного действия.

Когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и полноценные представления, приступают к первым попыткам выполнить двигательное действие в целом, т.е. фактически делается пробное испытание всей программы движения.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным исполнением. Это вполне нормальная ситуация, т.к. ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, а прочные связи между ними пока отсутствуют. Более того, замедленное исполнение действия просто необходимо, чтобы контролировать технику, оно предохраняет от вполне возможных ошибок. При быстром исполнении действия сознательный контроль затруднен, что и приводит к их появлению и закреплению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Отражение темы в учебно-методической литературе
Для того чтобы определить, какие возможности на самом деле помогают освоить алгоритмизацию и программирование рассмотрим учебно - методическую литературу обучения данной темы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на базовом уровне среднего (полного) общего об ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru