Золотая педагогика

Формирование двигательных умений и навыков

Страница 6

Первоначальные попытки желательно выполнять в стандартных условиях, т.к. любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

Особо важное значение при этом приобретает принцип систематичности, т.к. продолжительные перерывы между повторениями приводят к исчезновению отдельных ощущений, представлений, и качество выполняемого действия снижается.

Такова сжатая схема педагогической закономерности обучения двигательному действию на начальном этапе. Более полная картина всего процесса обучения будет представлена при рассмотрении вопроса о структуре процесса обучения движениям.

4. Структурная закономерность заключается в том, что формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон переноса двигательного навыка, закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон угасания, закон отсутствия предела в развитии навыка [24].

Закон переноса двигательного навыка. Образование новых двигательных действий осуществляется, как известно, на основе наличия у человека сходных рефлекторных связей. Поэтому во многих случаях уже имеющиеся у него навыки могут по механизму переноса оказывать влияние на вновь формируемые.

Однако взаимодействие между старым и новым навыком происходит далеко не всегда. Такое взаимодействие может проявляться только тогда, когда между такими навыками есть определенное сходство в их структуре. Если сходства нет, то взаимодействия между навыками не происходит. Принято различать положительный и отрицательный переносы навыков.

Положительный перенос представляет собой такое взаимодействие, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (основных звеньях) этих двигательных действий. Например, навык метания теннисного мяча помогает овладеть метанием гранаты или копья, т.к. в этих движениях сходны основные звенья – финальные усилия.

Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене. В такой ситуации старый навык доминирует, и хотя человек пытается выполнить новое движение, оно нередко воспроизводится по старому. И пока не будет преодолен старый стереотип, возможны существенные ошибки в технике вновь формируемого действия. К примеру, навык прыжка в высоту затрудняет становление навыка преодоления препятствия в барьерном беге. В этом случае усилия преодолевающего барьер будут излишне направлены вверх, что не будет способствовать становлению рациональной техники барьериста.

Закономерность переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах как гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, борьба, легкая атлетика и т.д. Планировать очередность обучения новым движениям надо таким образом, чтобы по возможности исключать влияние отрицательного переноса и в то же время шире использовать эффект положительного взаимодействия навыков. Это существенно ускорит процесс обучения технике движений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе
В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи учащимся преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru