Золотая педагогика

Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре

Образование » Применение ориентировочной основы действия при обучении глухих детей технике прыжка в длину с места » Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре

Страница 3

С этой целью могут быть использованы императивные и другие тренажеры, методы пассивных движений и физической помощи занимающимся, имитационные упражнения, вариант полимодальной сенсорной «проводки» при формировании темпо-ритмовой структуры движений и другие приемы.

Б) Выделение этапа сенсорно-перцептивного обучения необходимо использовать не только для формирования сенсорно-перцептивной составляющей образа действия и условий, в которых оно осуществляется, но и для составления и совершенствования словесных формул, описывающих различные эндогенные ощущения и восприятия для конкретных ООТ эталонной ориентировочной основы действия.

Для этого необходимо постоянно стимулировать занимающихся к самоанализу собственных ощущений и восприятий, сопоставлению их с предлагаемыми в инструкции словесными формулами.

В) В качестве своеобразного «мостика» между формированием зрительно-логического образа действия и эндогенных ощущений, восприятий, представлений необходимо рекомендовать прием, названный Н.П. Филатовой с соавт. (2001) «жестовой азбукой». Суть приема состоит в том, чтобы занимающийся, наблюдающий движение, одновременно пальцами рук «рисовал» движения тех кинематических звеньев, которые он в данный момент наблюдает. При этом «рисование» должно сопровождаться проговариванием в громкой речи словесной формулы движения, которую произносит при показе упражнения преподаватель.

Отношение времени проговаривания словесных формул к скорости выполнения двигательного действия

Словесные формулы инструкции с описанием ООТ не всегда соразмерны с реальной скоростью выполнения двигательного действия. Это обусловлено объективным противоречием между особенностями двигательных действий, используемых в адаптивной физической культуре, с одной стороны, и реальными временными характеристиками громкой речи, с другой. Другими словами, в адаптивной физической культуре довольно типичны ситуации, когда реальное время выполнения двигательного действия меньше, чем время, необходимое для громкоречевого проговаривания словесных формул ООТ. Замедление же движений либо грубо искажает оптимальную технику действия и приводит к невыполнению двигательной задачи, либо в принципе невозможно из-за опасности падения, травмы и т.п.

Для преодоления этой трудности в адаптивной физической культуре следует выполнять следующие правила.

А) При составлении словесных формул ООТ эталонной ориентировочной основы действия необходимо определить стратегическую линию их сокращения и обязательно выделить те формулы, которые соразмерны по времени с реальной скоростью выполнения упражнения. При этом в последнем случае словесная формулировка управляющих движений может, а иногда и должна заменяться сокращенными до возможных пределов словесными символами, звуками и подсчетом, несущими своеобразную смысловую нагрузку и отображающими ритм двигательного действия.

При обычной процедуре формирования действия отказ от словесных формулировок ООТ и переход на звуковые, ритмические ориентиры знаменуют собой важный этап качественной перестройки ориентировочной основы (ее интериоризации) и всего действия.

Б) Громкоречевое проговаривание полных словесных формул и замедленное воспроизведение двигательного действия, которое в естественных условиях нельзя замедлять, возможно в трех случаях:

- при формировании зрительно-логического образа с помощью макетов тела человека, на которых демонстрируются, например, необходимые суставные движения;

- при использовании императивных тренажеров, управляющих суставными движениями спортсмена, или физической помощи педагога;

при идеомоторной тренировке.

Во всех этих случаях рекомендуется обязательное сочетание громкоречевого проговаривания полных словесных формул в процессе замедленного воспроизведения двигательного действия, а иногда и его остановки в ключевых моментах, с одной стороны, и проговаривания сокращенных словесных символов, соразмерных с реальной скоростью оптимального (эталонного) способа выполнения движений, с другой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Результаты экспериментального изучения особенностей связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи
Результаты способности детей экспериментальной группы устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания представлены в протоколе 1. На основе полученных данных мы можем сказать, что большинство детей экспериментальной группы (3 испытуемы ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru