Золотая педагогика

Объекты и процедуры проектирования

Страница 1

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффектив­ной деятельности, как педагогов, так и учащихся. Посредством грамотно разработанных педагогиче­ских процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необхо­димые психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы .

Существует большое количество различных теорий обучения и воспитания, роль которых возрастает. Стало возможным существование и использование в реальных условиях различных педагогических те­орий. Существуют «авторские школы», основанные на уникальных теориях обучения и воспитания, индивидуальных технологиях развития личностей учащихся, своеобразных методиках преподавания .

Многие преподаватели и мастера производственного обучения по­нимают, что без этого невозможна современная организация реаль­ного учебно-воспитательного процесса. Более того, педагогическая теория рассматривается как инструмент в руках проектировщика пе­дагогических систем .

Практика показывает, что связь в учебно-воспитательном процес­се между теорией и практикой осуществляется через педагогическое проектирование по следующей цепочке: ПТ - ППР - ПП, где ПТ - это педагогическая теория, ППР - педагогическое проектирование, ПП - педагогическая практика. При этом следует отметить, что пе­дагогическая теория в процессе проектирования может выполнять двоякую роль. Она может быть использована как своеобразная мо­дель новой технологии, но может быть только источником ее форми­рования (использоваться как идея). Кроме того, следует иметь в виду, что, разрабатывая и осуществляя реальный педагогический процесс, преподаватель привносит в него свой индивидуальный подход, решая образовательно-воспитательные проблемы для конкретного коллек­тива учащихся.

Рассмотрим один из подходов к педагогическому проектированию разработанный профессором В.С. Безруковой.

В.С. Безрукова под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование.

Педагогическое моделирование в нашем случае предполагает разработку общей идеи, создание модели технологии обучения и основных путей ее реализации.

На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образ­ца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути ее достижения. И если в технике модель - это образец, служащий эталоном для серийного или массового воспроиз­ведения, то педагогическая модель - это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация, кото­рой может осуществляться по-разному. К педагогическим моделям от­носятся концепции развития учебных заведений и ученических объеди­нений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и так далее.

Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования [9, с. 8].

На этапе проектирования создается проект, то есть осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогиче­ских условий, здесь возникает возможность ее практического приме­нения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалифи­кационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и так далее .

Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования урока.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реаль­ных участников педагогических процессов, находя свое воплоще­ние в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия кон­структ, а есть конструкторская документация, тем не менее, оно введено в педагогику. Педагогический конструкт содержит конк­ретные данные и создает возможность представить и корректиро­вать любой педагогический объект. К педагогическим конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных ме­роприятий, графики контроля выполнения заданий, графики пере­мещения учащихся по рабочим местам, дидактические материалы, расписание и так далее .

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Спарта
Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом. Сами спартанцы (полноправные ...

Категории

© 2019 Copyright www.sotbay.ru