Золотая педагогика

Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Образование » Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Страница 11

8. Опираться на положительные эмоции и поощрять склонность к риску и стремление быть самим собой, поскольку только свободный человек может творить.

Другой исследователь развития творческого мышления, Р. Оуч, факторы, мешающие нам «думать не так, как все», (то есть, творчески), называет «умственными замками» и описывает систему мер, в соответствии с которой предлагаются к выполнению задания, разработанные специально для «снятия психологических барьеров», «открывания умственных замков».

Как пишет Р. Оуч, основная причина того, что мы думаем вполне определенным образом, чаще всего – привычными, стандартными категориями, заключается в том, что нам просто нет необходимости думать иначе. Большая часть нашей деятельности – рутина, до определенной меры необходимая и оправданная, чтобы жизнь не превратилась в хаос.

Однако бывают моменты, когда жизнь требует от нас принятия творческого решения – это ситуации нестандартные, неожиданные, не имеющие прецедентов и мы просто вынуждены самостоятельно искать решения, ответы, выходы из создавшихся положений. В такое время мы и начинаем думать творчески; однако, такие ситуации – явление временное, проходящее. Но, все-таки, если мы способны при необходимости думать нестандартно, почему не делаем это постоянно – ведь жизнь творческого человека гораздо насыщеннее и интереснее, хотя и беспокойнее? Причина в том, что большинство из нас имеют определенные позиции, которые держат наше мышление в общепринятых рамках, ограничивают его, делают «таким, как у всех».

Эти позиции и называет Р. Оуч «умственными замками», т.е. прочными установками сознания, мешающими нам измениться. К ним относятся:

1. Установка на один правильный ответ. В общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях нас учат думать таким образом, что настраивают на поиск только одного решения, формируя установку на существование только одного верного ответа. Таким образом, мы не задумываемся даже о возможности существования альтернатив и останавливаем поиск после нахождения первого варианта ответа; привыкаем к стандартному взгляду на ситуацию, не пытаемся оценить ее с новой точки зрения, то есть наше мышление становится прямолинейным и конвергентным. Чтобы развить гибкость и дивергентность мышления, следует целенаправленно, настойчиво искать, условно говоря, «второй правильный ответ» решая любую задачу. Это необходимо если не для достижения качественно нового результата, то для поиска новых средств, путей решения. Облегчить этот процесс можно путем умелого манипулирования вопросами, их формулировками с целью активизации мышления.

2. «Это не логично». Во многих жизненных ситуациях, в условиях образовательной среды и вне ее фразы «ты не логичен», «твое рассуждение лишено логики» звучат если не оскорбительно, то порицающе. Нам как бы указывают на то, что мы не умеем мыслить, рассуждать, наше мнение не заслуживает внимания. И постепенно мы привыкаем держать нашу мысль в «узде логики». Однако логика нацелена на изучение и постижение только последовательных, непротиворечивых явлений, которых мало в реальной жизни. Применение только логических методов сужает для нас круг изучаемых, рассматриваемых явлений, препятствует исследовательской деятельности. Логика, конечно, важнейший творческий инструмент, но использовать ее следует в практической фазе творческого процесса для анализа и обоснования найденного решения, для его проверки и реализации. А вот в процессе поиска идеи логика загоняет в довольно тесные рамки, препятствует работе воображения. На этом этапе необходимо другое мышление – свободное и «незашоренное»; огромное значение имеет воображение, фантазирование.

3. Привычка следовать правилам. Воспринимаемую картину реального мира человек в процессе мышления всегда стремится уложить в стройную систему, классифицировать, то есть мысленно строит некие модели действительности. Наш ум очень хорош в распознавании таких моделей, процессов, циклов, которые помогают «понять феномен мира». И, как результат, модели начинают управлять нашим мышлением, становятся правилами, в соответствии с которыми мы мыслим и действуем. Однако чтобы быть творцом, необходимо бросить вызов правилам, как сказал Пикассо, ибо каждый акт творчества является, прежде всего, актом разрушения. Творческое мышление, оперируя имеющимися знаниями, направлено на разрыв одной модели с целью создания новой. Таким образом, стратегия эффективного творческого мышления – играть в революционеров и опровергать правила. Для этого необходимо развивать чувствительность к переменам и противоречиям и умение гибко оперировать правилами.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

Методы, стимулирующие процесс обучения
Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной работы под руководством педагога. Яркий, образный расска ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru