Золотая педагогика

Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Образование » Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Страница 12

4.Стремление быть практичным. Практичность важна в мире действий, в процессе воплощения идей в жизнь. Однако соображения целесообразности, как и логика, препятствуют зарождению и созреванию самих идей, хотя необходимы при их обсуждении и исполнении. Следовательно, стремление к практичности стоит отодвинуть на этап осмысления и анализа решения.

Как отмечает Р. Оуч, в каждом из нас живет «художник» и «судья». На ранних стадиях творческого мышления, при зарождении идей в нашем сознании доминирует художник с широким кругозором, свободным взглядом, непредвзятым мнением, развитым воображением. Судья с его оценочным подходом выдвигается на первый план во время практической фазы, когда идеи приготовлены к исполнению. «Я рекомендую, - говорит автор, - чтобы вы избегали своего суда до того момента, пока ваше художество (творение) не сделает свою работу. Преждевременная оценка может помешать замыслу».

Для развития воображения, склонности к фантазированию рекомендуется использовать вопросы типа «что – если». Естественно, большинство полученных ответов не приведет к практическим идеям, но, практикуя подобную деятельность, наше мышление становится более продуктивным.

5.Склонность к избеганию двусмысленностей. Эта склонность формируется у нас как результат межличностного общения, в процессе которого, действительно, двусмысленности могут привести к недоразумениям, недопониманию и, следовательно, к проблемам. В процессе мышления, однако, именно двусмысленность может стать сильнейшим стимулятором воображения. «Когда вы в начальной фазе творческого процесса, немного двусмысленности может подтолкнуть вас к таким вопросам как: «Что изучается?», «Что имеется в виду?», «Как еще это можно интерпретировать?». Это те специальные вопросы, которые вы задаете, когда ищете новые идеи», - отмечает Р. Оуч. С помощью подобного рода вопросов мы как раз и подходим к необходимости поиска «второго правильного ответа», поскольку вынуждены смотреть на вещи двусмысленно. Избегание двусмысленности, зачастую оправданное в общении и практической деятельности, в процессе творческого мышления ограничивает спектр наших «возможностей думать». Другими словами, в процессе творчества всегда есть место для двусмысленности: меньше – при реализации идей, больше – при их поиске, генерировании. Более того, для генерирования большого количества идей двусмысленный взгляд на предметы и явления просто необходим. Для развития способности смотреть на вещи с разных сторон (дивергентность мышления) существует ряд упражнений. Во-первых, следует целенаправленно искать новые применения привычным предметам, а во-вторых, новые объяснения знакомым и понятным явлениям.

6.«Ошибаться нельзя». С практической точки зрения подобная установка имеет смысл, ибо жизнь требует от нас принятия тысячи мелких решений и выполнения множества рутинных действий. Однако, слишком сильная приверженность подобному мнению разрушает наши попытки создать что-то новое, породить новые идеи, поскольку в начальной стадии творчества ошибки рассматриваются как необходимый побочный продукт творческого мышления и служат для определения направления мысли. Когда все идет гладко, мы об этом не думаем и склонны идти дальше тем же путем – путь этот, чаще всего, рутинный. Таким образом, ошибки – это знак, что «мы уходим от хорошо протоптанной тропинки».

Ошибка показывает нам, что используемый нами подход «не работает» - следовательно, требуется искать новый путь и постигать новые связи. То есть, ошибки заставляют нас «думать как-то по-другому», они необходимы в начальной стадии творческого процесса. Нужно не бояться совершать ошибки, а уметь их анализировать, делать выводы и извлекать пользу из них.

7.«Игра в фривольности». Скучная, рутинная рабочая обстановка действует на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка является более продуктивной. Людям, которым нравится их работа, приходит в голову больше идей: о любимом деле приятнее думать, а мы склонны делать в первую очередь то, что нам приятно. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы находиться на рабочем месте, заниматься своими профессиональными обязанностями нам было приятно и интересно. А что может быть интереснее игры? Зачастую новые проблемы отпугивают, кажутся слишком сложными, неразрешимыми – вследствие слишком серьезного отношения к ним и страха совершить ошибку.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

Фрагменты уроков с использованием современных технических средств обучения
В данном параграфе приведены примеры использования интерактивной доски на различных этапах урока. Фрагмент 1. (с использованием интерактивной доски) Тема урока: «Линейная функция и ее график» Класс: седьмой. Тип урока: применения знаний и умений. Цели урока: Образовательные Повторить и систематизир ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru