Золотая педагогика

Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Образование » Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Страница 2

Таким образом, творчеству античная философия отводит подчиненное значение созерцания вечного и неизменного бытия.

Углубленное изучение человека продолжили мыслители эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Д.П.Мирандола), развивавшие идеи гуманизма, согласно которым благо человека – главная цель социального и культурного развития. Гуманисты подходят к пониманию человека с точки зрения деятельности; ценность человеческой личности определяется ее заслугами и плодотворностью деятельности. Человек сам рассматривается как творец. Творчество понимается как искусство в широком смысле, гении – как носители творческого начала, а акт творчества – как «субъективный процесс в душе художника».

Сменившая Возрождение Реформация рассматривала творчество уже не в его эстетическом содержании, а как действие, делая акцент на предметно-практическую деятельность и, проводя своеобразную аналогию между творчеством и изобретательством, Ф.Бэкон, Гоббс, Локк трактовали творчество как удачную, но в большей мере случайную комбинацию различных, уже существующих, элементов.

Более конкретно проблемой творчества занимаются представители немецкой классической философии: И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. И. Кант в 18 веке создает стройную концепцию творчества, называя творческую деятельность продуктивной способностью воображения. Он приходит к выводу, что творческий процесс является важнейшим компонентом структуры сознания и лежит в основе познавательной деятельности.

Ф.В.Й. Шеллинг развил идеи И.Канта, объясняя творческую способность воображения единством сознательной и бессознательной деятельности. По мнению философа, гении, как наиболее одаренные этой способностью люди, творят бессознательно, однако данный объективный процесс протекает в субъективности человека. Творчество с этих позиций представляется в виде неодолимой, бессознательной стихии, являющейся выражением активности «мировой души», которая в «земных делах» проявляется при рождении произведений искусства. Поэтому высшей формой человеческой жизнедеятельности признается творчество художников и философов.

Г. Гегель нарисовал общую схему творческой деятельности «мирового духа», назвав ее «абсолютной идеей»; он же впервые указал на противоречия как основу всякой деятельности, основу развития.

Подход к пониманию творчества как деятельности, направленной на формирование и преобразование окружающей действительности, нашел свое отражение в марксистской концепции творчества. У К.Маркса творчество выступает как деятельность человека, преобразующего мир в соответствии со своими потребностями и созидающего самого себя в ходе истории.

По мере выделения психологии в самостоятельную науку, творческое мышление становится объектом ее изучения. А. Бен высказал ценную для понимания творчества мысль, что для творческого мышления необходима борьба устоявшихся ассоциаций, то есть, ломка стереотипов.

Начало систематическому изучению механизмов творческого процесса положила гештальтпсихология. Гештальтисты сформировали понимание мышления как деятельности по последовательному переконструированию, продолжающейся вплоть до нахождения необходимого гештальта (структуры). Этот момент получил название «инсайт», озарение. Представители данной психологической школы абсолютизировали принцип системности, целостности и, понимая под творчеством процесс синтеза целостной картины мира, впервые обосновали в нем роль прошлого когнитивного опыта субъекта, преломленного через актуальную проблемную ситуацию. Они подчеркивали необходимость предварительного и сознательного решения проблемы и роль личностных характеристик в процессе творчества.

Исследование данного вопроса продолжили представители Вюрцбургской школы «психологии мышления» (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах), которые рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач; изучили динамику переживаний состояний на каждой стадии решения творческих задач; выделили этапы творческой деятельности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Структура элективного курса: блок профессиональные пробы
Существуют различные схемы разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). Мы разрабатываем ориентационный курс. Ориентационные курсы представляют собой систему занятий, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей шко ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru