Золотая педагогика

Гендерное образование в современной России

Образование » Применение гендерного подхода в образовании » Гендерное образование в современной России

Гендерная теория очень часто ассоциируется с «женской» теорией. Для более или менее точного определения следует обратиться к терминологии. Делая различие с биологическим полом, термин «гендер» переводится с английского языка как социальный пол в совокупности с его психологическими, культурными признаками. Следовательно, теория гендера основывается на общественно-социальном институте, который формирует гендер как постоянное взаимодействие женского и мужского миров. Можно ли проводить параллель между «женской» теорией и теорией гендера? На мой взгляд, гендер и «женская» теория связаны между собой, однако следует подчеркнуть, что главным объектом в последней все же является женщина, в то время как гендер охватывает и мужскую сторону социального взаимодействия.

Как показывают последние публикации, современное российское общество более ознакомлено с проблемами женщин, нежели с гендерной теорией. Все более актуальными становятся проблемы трафика, насилия в семье и их социальными причинами. Государством подписываются документы, связанные с дискриминацией и улучшением положения женщин во всех сферах жизни, которые должны служить гарантом их основных прав. Однако нужно также делать акцент и на мужское суждение данной проблемы - как мужчина относится к этому и готов ли он вообще быть на одной социальной ступени с женщиной? И на это необходимо обращать внимание в гендерном контексте образования.

Гендерное образование в России развивается с начала 1990х гг. (раньше в вузах читались курсы по гендерной тематике, а в школах «стихийно» учитывался гендерный аспект воспитания). До недавнего времени большая часть активности в области гендерной проблематики была ориентирована на специалистов или студентов, которые и так занимались гендерными исследованиями, и больше нуждались в публичных выступлениях, нежели в знаниях. Большинство этих специалистов испытывало к проблемам гендера чисто научный интерес, не стремясь к просветительской деятельности.

Постепенно гендерная проблематика стала проникать и в учебный процесс. Была утверждена государственная программа «Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии», открыты кафедры, объединившие специалистов по женским движениям, проблемам женской занятости, женского образования и т.д.; в учебные пособия по философии, политологии, экономике были включены соответствующие разделы, изданы первые учебники. Во многих вузах России сейчас читаются гендерные курсы либо традиционные курсы, включающие рассмотрение проблемы в гендерном аспекте.

Российские центры гендерных исследований ведут просветительскую работу по распределению гендерных знаний среди различных слоев населения, включая политиков, профсоюзных лидеров, учителей и руководителей образовательных структур.

Наиболее сложная ситуация сложилась с гендерным образованием школьников, которое оказалось фактически отдано в руки неких «общественных организаций», представители которых часто вообще не имеют специального образования. Альтернативу этим «добровольцам» могут создать только кадры, прошедшие, помимо базовой подготовки в области педагогики или педиатрии, специальные курсы по ознакомлению с принципами гендерного образования.

Однако именно таких кадров пока не хватает. Отсюда следует вывод, что основным направлением работы в области гендерного образования в России является подготовка взрослых (учителей, врачей, родителей) с тем, чтобы они, используя полученные знания, могли квалифицированно обсуждать с детьми и подростками проблемы гендерных стереотипов, роли и места полов в обществе, а также, не в последней степени, проблемы полового воспитания.

Еще по теме:

Характеристика профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений рассмотрим ключевые понятия: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность. «Компетентность» как феномен, несмотря на достаточное к ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru