Золотая педагогика

Эмпирическое изучение гендерной проблематики в системе российского образования

Образование » Применение гендерного подхода в образовании » Эмпирическое изучение гендерной проблематики в системе российского образования

Страница 1

В данной части эссе мы рассмотрим результаты проведенного эмпирического изучения с целью выяснения характеристик интеграции гендерной концепции в формальное образование в высшем образовании. Для достижения цели было проведено два неформализованных интервью (примерный гид и пример транскрипта одного из интервью приведены в Приложении) с преподавательницами университета.

Наше обсуждение строилось вокруг следующих ключевых вопросов:

Какие успешные стратегии вы использовали для интеграции гендерной концепции в учебный план? Есть ли, например, определенные предметные области, которые легче всего могут способствовать такой интеграции? Какие стратегии вы используете для интеграции гендерной концепции, в то время как сама структура преподавания не соотносится напрямую с гендерными аспектами?

Каковы некоторые эффективные стратегии первоначальной подготовки преподавателей и повышения их квалификации по интеграции гендерной концепции в обучение? Существуют ли примеры учреждений по подготовке преподавателей, которые отвечают за это (с поддержкой со стороны неправительственных организаций или без таковой)?

Возможна большая свобода обращения к гендерным вопросам на вузовском уровне. Существуют ли творческие пути использования этого ресурса для содействия гендерному образованию на более ранних уровнях образования?

Как можно усилить и расширить обоснование и положение гендерной концепции на всех уровнях формального обучения?

В результате анализа текстов расшифровки полученных интервью мы можем сделать следующие выводы.

Понятия «гендерные исследования» и «гендерное образование» большинству людей мало что говорят и зачастую транслируются патриархальные установки и стереотипы. В то же время опрошенные преподаватели понимают, что гендерная концепция в образовании учитывает различие полов: особенности физического и психического развития и связанных с этим проблем обучения. Из интервью: «Главная его идея состоит в равенстве мужчин и женщин в современном обществе, а значит, и равенстве мальчиков и девочек в их праве на образование. Наша цель – максимальное раскрытие личности, гармоничное ее развитие. А препятствуют этому гендерные стереотипы, закрепленные в нашем сознании. Школа же, как продукт общества, естественным образом эти стереотипы воспроизводит: мужчина – добытчик, глава семьи и вождь, а женщина – мать, хозяйка и нежная подруга. Притом что не все женщины хотят быть именно такими, и, что еще более неожиданно, не все мужчины стремятся подходить под идеал своего пола».

Наша респондентка выделяет наличие типичных гендерных проблем в системе современного высшего образования: «К студентам мужского пола относятся внимательнее: они скоро работать пойдут, армия опять же, светит… А девушки… В армию не идти, замуж скоро выскочат – их частенько «зажимают», занижают оценки, вообще обращают на них меньше внимания».

Что видят опрошенные преподаватели в качестве перспектив гендерной концепции в образовании:

«Реализация гендерной концепции реальна только при пересмотре всей программы обучения и тщательном подборе преподавателей. Сейчас в России гендерные исследования пока не очень распространены. В России гендерное образование не будет востребовано до тех пор, пока каждый из нас не поймет, что надо исходить из равенства полов и в себе самом глушить гендерные стереотипы. Внедрять гендерную культуру надо через обучение, подготовку учителей, работников детских садов. Мне кажется, было бы неплохо, если бы государство и общество обозначили свою позицию по этому вопросу, это дало бы толчок дальнейшим дискуссиям и исследованиям».

В гендерном образовании много неоднозначного, и действовать надо очень осторожно. Главное - чтобы интерес к проблеме стал общественным. Думаю, что гендерное образование нас непременно «настигнет», мы до него «дорастем», потому что это адекватный ответ на запросы времени, когда нужны самостоятельные, думающие, мобильные люди. Но до «расцвета» пройдет, скорее всего, не один десяток лет.

В традиционной концепции образования обучение отделяется от воспитания границами учебного плана и аудиторных занятий. В современных моделях процесс обучения предполагает не только трансляцию знания, но и социально-психологическое развитие обучаемых.

Образовательные учреждения не только предоставляют, но и ограничивают возможности карьеры. Ведь учащиеся видят на примере тех, с кем встречаются каждый день, что – мужчины – это начальство, а женщины- подчиненные. Кроме того, некоторые предметы и дисциплины четко идентифицируются у студентов и школьников с полом преподавателя. Тем самым программируется выбор профессии в зависимости от пола. Те учебные заведения, руководителем которого является женщины, предоставляют чрезвычайно важный источник идентификации для студенток, которые имеют возможность видеть женщину в роли руководителя, а студенты – юноши убеждаются в том, что на ответственном посту могут быть как мужчины, так и женщины.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Начальное и среднее образование
Начальная школа. Начальная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по тpадиционному пpедметному учебному плану, в котоpый включаются: чтение, литеpатуpа, письмо, оpфогpафия, pодной язык (устная ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru