Золотая педагогика

История возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе

Образование » Воспитание трудовой активности в младших школьников » История возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе

Страница 2

Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовая активность также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

Трудовой активности не может быть без сформированного трудового сознания. Трудовая активность является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким осознанием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Выдающиеся представители педагогики обращали внимание на то, в процессе трудового воспитания важно не только добиться осознанного отношения к труду, но и развить трудовую активность школьника.

Идея развития творческих способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважение к детской личности и развивающей роли труда были положены в основу созданного сторонниками «свободного воспитания», «Дома свободного ребенка». Организатором этого воспитательного учреждения был К.Н. Вентцель, полагавший, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться в процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом.

Использование «трудового принципа» и «трудовых активных методов» стало отличительной чертой многих опытных школ в конце XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отражались на страницах печати, рассматривались в работе учительских съездов.

В начале XX века большинство педагогов подчеркивали, что главное в школе – это приучение учащихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Наиболее передовые ученые и учителя считали, что научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей.

Для этого предлагалось широко использовать экскурсии, природоведение, обоснованное на самостоятельных наблюдениях и опытных детей, не сокращая при этом и без этого малый объем знаний, даваемый детям в начальной школе, а широко понимания «трудовой принцип» как способ организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить соединение преподавания с самостоятельностью детей, их опытом и трудом, что позволит связать абстрактное с конкретным, работу головы с работой рук.

Макаренко А.С. считал, что трудовая воспитанность школьника характеризуется «…творчеством, моральной чистотой, осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты как нравственного взросления, так и волевой целеустремленности».

Серьезное внимание творческой разработке путей развития трудового воспитания, методике организации детского труда, Н.К. Крупская писала, что при целесообразном применении труд может стать не только рычагом духовного развития детей, но и рычагом развития волевых черт характера. Для этого труд должен интересовать ребенка, результат труда ребенок должен понимать, труд для ребят должен быть посильным, творческим.

В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности стремился так организовать труд учащихся, чтоб он был одухотворен мыслью, высокой идеей, был связан с трудом родителей, с потребностями города и села. Творческое отношение к труду стимулирует воспитание у школьников трудовых увлечений. Интерес к труду развивает дух пытливости, исследования. По связи с духовной жизнью школьника В. А. Сухомлинский различал три группы стимулов к труду: стимулы идейные, связанные с убеждениями, взглядами; стимулы интеллектуальные, связанные с нравственной оценкой, интеллектуальной насыщенностью труда, стремлением к высокой трудовой культуре; стимулы эстетические, связанные с оценкой красоты трудового процесса и материальных результатов труда.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга
От лат. bulbus — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг, проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru