Золотая педагогика

Понятие дистанционной формы обучения

Страница 2

ДО – систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Как видно, приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер, отражая какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и из этого может сложиться впечатление, что в ДО вообще не используются традиционные информационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); что за период учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. Кроме того, не учтен тот факт, что участники образовательного процесса проживают в одном городе, но из-за различия в образе жизни (графика работы, время отдыха и досуга) не имеют возможности взаимодействовать синхронно. А так же, в определениях не указывается, что взаимодействие может эффективно происходить между самими обучающимися, а так и со средствами.

Исходя из выше сказанного, и взяв за основу приведенные ранее дидактически корректные определения обучения, используя научный метод генерализации, сформулируем определение ДО, как основной дидактической категории.

ДО - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Где проявило себя ДО XX века? Это прежде всего заочная форма обучения в ВУЗе, которая возникла еще в 20-х годах XX века.

Российская заочная форма обучения отличается от западной модели дистанционного образования лишь слабой оснащенностью аудио и видеотехникой, компьютерами, `что компенсируется увеличением количества аудиторных занятий. В соответствии с "Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании" количество учебных дней в году увеличено до 40-50. Таким образом, российская система заочного обучения, по сути, является усеченной формой дневного обучения, т.е. одной из форм очно-заочного обучения. В связи с этим встает вопрос о возможности применения понятия "степень дистанционности", которое позволяет рассматривать все формы образования в их совокупности.

"Открытые университеты" – это форма обучения появилась во многих странах мира. За период 1900—1960 гг. было создано 79 институтов дистанционного обучения, за 1960-1970 гг. — 70, за 1970-1980 гг. — 187, а только за 1980—1995 гг. — 700. В основе открытого образования – богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемые ориентируются вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ними образовательных целей.

Корреспондент Интернет издания, посвященного новым электронным технологиям Е.В. Королева приводить следующие данные: Национальный Технологический Университет США (National Technological University, NTU), основанный в 1984 г. за короткий срок, превратился в консорциум из 40 инженерных школ и насчитывал около 1100 студентов. Модель NTU была взята как пример организации электронного института многими учебными заведениями.

В Европе ДО развивалось несколько иначе: в начале 70-х годов в Великобритании начали появляться открытые университеты, смысл обучения в которых заключался в том, что студенты самостоятельно занимались по книгам, а контроль над ними производили так называемые "тьютеры" (tutors). Они проводили воскресные семинары, контрольные работы, а также консультировали студентов по непонятным вопросам. Значительная часть информации передавалась по телевидению и радио. Такая система образования больше походила на заочное обучение, тем не менее, европейские страны последовали примеру Великобритании. Например, в Испании в середине 80-х годов XX века был организован Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED). В настоящее время у этого университета появилось уже 67 отделений, некоторые из которых находятся за рубежом, в том числе и в США.

В 90-е годы появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций. О новой коммуникационной технологии и их применения в Российских ВУЗах пишут авторы Гозман Л.Я. и Шестопал Е.Б.: "Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири".

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики
Гражданское образование служит выполнению главной задачи политики - научить граждан "искусству жить вместе". Платон Как уже отмечалось выше, становление гражданско-правовой культуры личности происходит двумя путями. Первый, характерен для государств с большим историческим опытом демократи ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru