Золотая педагогика

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально – педагогических механизмов социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Имприптинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатлеть каких-либо образов, ощущений и т.п. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) – унижение, жестокое обращение и пр., – оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример – запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

Экзистенциальный нажим (от лат. ex(s) istentia – существование) – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации.

Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии, человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социально-педагогический механизм раскрывает значение педагогического влияния на процессы социализации в конкретных условиях среды (социокультурных, природных, экологических, социальных – бытовых, этнокультурных) и выполняет роль посредника между инвалидом и его ближайшим окружением, отдельными отраслями научного знания: социологией образования и культуры, педагогической психологией и диагностики, педагогической этнологией, дидактикой, педагогической этикой. Поиск механизмов педагогических компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные личностно – средовые ситуации и даже как фактор, стимулирующей гуманно – оринтированные политические и управленческие решения, дающей направления социальной практики, социальной политики.

Из вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.п.

Еще по теме:

Особенности социализации детей сирот
Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказываю только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредов ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru