Золотая педагогика

Социально-методические вопросы изучения полупроводников в СШ

Страница 1

Вопрос о содержании школьного физического образования чрезвычайно сложен. Одним из аспектов этой сложности является быстрота современного научно-технического прогресса, предъявляющая к образованию подрастающего поколения новые и новые требования, в то время как инерционность системы образования не позволяет оперативно реагировать на них. В такой ситуации необходим некий глобальный принцип, который позволял бы иметь правильный ориентир, независящий от медлительного административного механизма. В Советской школе таким принципом являлся принцип политехнизма, который долгое время обеспечивал высококачественное школьное образование. Однако, социальный кризис на рубеже веков наряду с другими негативными его последствиями привел к тихой отмене принципа "технизма" в образовании, что выразилось в содержании последних учебных программ по физике.

Смиряясь с отсутствием принципа "технизма", мы попытаемся сформулировать другой более слабый принцип физического образования, дав ему название: принципа "посильно-научного мировосприятия". Идея его проста. Общее физическое образование должно обеспечивать учащимся, в силу своих возможностей, научное объяснение и толкование наблюдаемых в повседневности явлений. Согласно этому принципу, например, изучение сил Лоренца или Ампера должно заканчиваться изучением каждодневно наблюдаемых их применений. При этом северное сияние в Белоруссии не наблюдается и его можно не упоминать, а действие электрических машин необходимо изучить. Если, руководствуясь данным принципом, просмотреть действующие учебные программы, то возникнет ощущение их оторванности от повседневной жизни современного школьника. Какой смысл в изучении, например, поляризации света, если действие ЖК мониторов, использующее это явление, остается загадкой? С какого бока приклеивается вопрос производства электроэнергии к колебаниям и волнам? Количество подобных вопросов весьма велико. Мы не будем продолжать их и сосредоточимся на теме "электрический ток в различных средах", где последовательно и равноправно изучается протекание тока в металлах, электролитах, газах, вакууме, полупроводниках.

Прогресс цивилизации в 20 веке был в значительной степени обусловлен развитием электротехники. Такие ее составляющие как электроэнергетика, электропривод, электросвязь, электро-автоматика, электронная вычислительная техника позволили на несколько порядков увеличить производительность труда во всех сферах человеческой деятельности и качественно изменить содержание самой этой деятельности. На первых этапах развития электротехника, практически на 100%, использовала электропроводность металлов, что позволяет назвать ее проводниковой электротехникой. Управление током осуществлялось либо посредством электроконтактных устройств, либо путем изменения длины проводниковых сопротивлений. Изучение некоторых технических устройств проводниковой электротехники еще присутствует или недавно присутствовало нашей школе. Сюда относится электрический ключ, реостат, машина постоянного тока с коллекторно-щеточным узлом и пр.

Добавление электровакуумных приборов существенно расширили возможности управления током, и электротехника совершила гигантский прыжок вперед, породив при этом множество сопутствующих научных направлений. Некоторые технические приложения нашли отражение в школьных программах: устройство и работа вакуумного диода, триода, электронно-лучевой трубки, генерирование электрических колебаний, беспроводная радиосвязь. Однако по своему характеру электротехника продолжала оставаться проводниковой.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организация опытно-экспериментальной работы школьного методического объединения в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к самореализации, самостоятельному добыванию знаний и ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru