Золотая педагогика

Электрический ток в полупроводниках

Слово "ток" означает движение или течение чего-то. Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Обычно электрический ток возникает при действии на свободные заряды внешней направленной электромагнитной силы. Однако в полупроводниках направленное движение зарядов возможно за счет хаотического теплового движения, если имеется неоднородность плотности их размещения. В этом случае заряды преимущественно перемещаются из области с большей их концентрацией в область с меньшей концентрацией. Данное явление называется диффузией, а ток, обусловленный диффузией, называется диффузионным.

Для отличия обычного тока, обусловленного действием электрической силы, от диффузионного обычный ток называют дрейфовым.

При изучении контактных явлений в полупроводниках следует остановиться на способах получения перехода: вплавление примеси, диффузия, ионная имплантация. Все они обеспечивают создание областей с электронной и дырочной электропроводностью в одном полупроводниковом образце.

Еще на стадии создания перехода в нем происходят процессы диффузии дырок из р-области в n-область и свободных электронов из n-области в р-область. В результате на границе двух областей образуется двойной слой электрических зарядов, состоящий из отрицательных и положительных ионов примесных атомов, и порожденное перешедшими зарядами электрическое поле. Это поле противодействует дальнейшей диффузии основных носителей заряда, благодаря чему устанавливается состояние равновесия.

Областью электронно-дырочного перехода считается слой объемных зарядов по обе стороны от границы областей (рис. 2.5). Этот слой называется запорным, потому что он обеднен свободными носителями заряда и во многих случаях может считаться диэлектриком. Здесь необходимо подчеркнуть, что плотности объемных зарядов в запорном слое различны по обе стороны от границы областей, поскольку определяются концентрациями донорной примеси в n-области и акцепторной примеси – в р-области. В целом же двойной слой объемного заряда электрически нейтрален: суммарный положительный заряд в n-области равен суммарному отрицательному заряду в р-области. Основное действие электрического поля объемного заряда состоит в ослаблении им диффузионного тока до очень малой величины тока проводимости (дрейфового тока) запорного слоя. В результате суммарный ток через переход оказывается равным нулю.

Если к переходу прикладывается внешнее напряжение, оно складывается с контактным и, в зависимости от полярности, либо увеличивает, либо уменьшает напряжение на переходе, что приводит к изменению диффузионного тока через него. Что касается дрейфового тока, то его величина, практически не зависит от внешнего напряжения и определяется только скоростью генерации свободных носителей в обедненном слое. Односторонняя проводимость перехода обусловлена тем обстоятельством, что при прямой полярности внешнего напряжения возможно очень сильное увеличение диффузионного тока, а при обратной – лишь очень незначительное уменьшение, поскольку он был близок к нулю.

Кроме того, внешнее напряжение оказывает сильное влияние на толщину запорного слоя, объемные заряды которого непосредственно связаны с напряжением на переходе. Увеличение этого напряжения должно привести к увеличению объемных зарядов. Однако плотность этих зарядов определяется только концентрациями примесей. Следовательно, увеличение зарядов будет происходить за счет увеличения их объемов, что означает увеличение толщины запорного слоя.

Предпринятые в настоящей работе попытки отбора материала для изучения полупроводников в школьном курсе физики и создания методики изучения, конечно, не идеальны по подходам и результатам. Однако автор убеждена, что нечто подобное вскоре будет внедряться в школьную практику. Можно некоторое время не замечать факта коренного изменения электротехники и других областей деятельности человека, вносимого полупроводниковой электроникой, но не зависеть от него невозможно. Это обстоятельство рано или поздно должно найти отражение в учебных программах по физике. Может быть, тогда и пригодятся результаты данной работы и затраченные на нее усилия.

Еще по теме:

Работа со слабоуспевающими учениками на дополнительных занятиях
Успешное обучение всего класса может осуществляться при условии более или менее одинаковой подготовки всех его учащихся. Но практика показывает, что почти в каждом классе есть отдельные ученики, которые в силу разных причин не успевают по русскому языку. Отсюда возникает необходимость применения ос ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru