Золотая педагогика

Коллектив

Страница 1

В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия коллектив. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, студенческой группе и т.д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.

Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Известно, что источником объединения людей есть наличие общей цели, для достижения которой организуется совместная деятельность, а единство целей способствует формированию новых взглядов, общности, моральных оценок. Однако не всякие цели оказывают такое влияние на формирование отношений, характеризующих коллектив. Наличие даже настоящих связей, некоторых общих целей и переживаний не является основой коллектива.

Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив учащихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.

Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученический коллектив функционировать не может.

Воспитание, готовящее человека жить в коллективе и для коллектива, не может быть организовано иначе, как только путем создания сплоченных, влиятельных коллективов, характеризующихся, по учению А.С. Макаренко, определенными признаками:

а) постоянной бодростью, готовностью к организованным действиям;

б) дружеским единением членов коллектива;

в) твердой осуществляемой идеей защищенности каждой личности: «В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но и не имеет и возможности безнаказанно издеваться, куражиться или насильничать над самым слабым членом коллектива»;

г) активностью, выражающейся в том, что член коллектива в течение дня разумно занят полезной деятельностью;

д) привычкой торможения, умением учащегося быть сдержанным в поведении, слове.

Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов учащихся с общественными и производственными коллективами, укреплением дружбы и интернациональных отношений с учащимися техникумов других союзных республик. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе учащихся.

Существуют различные типы коллективов: учебно-воспитательные различного типа учебных заведений; по интересам учащихся, свободного общения; перевоспитания в специальных учреждениях.

Как правило, учащийся одновременно принимает участие в деятельности нескольких коллективов; он и ученик в определенной группе, и член профсоюзной организации, и участник кружка, и член клуба и т.п. Естественно, что в разных коллективах учащийся будет выполнять и различные функции, выступать в различных полях, этим самым, приобретая жизненный опыт и формируясь как личность.

Основой учебной деятельности органов учебно-воспитательного коллектива является опора на внутреннюю его организацию, т. е. на сильные первичные коллективы, специально организованные в педагогических целях.

В первичном коллективе наиболее интенсивно формируется общественное мнение; ведь все хорошие и нежелательные поступки каждого члена первичного коллектива совершаются на глазах товарищей и при правильной организации коллектива невольно вызывают адекватный отклик, оценку со стороны товарищей.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Границы старшего дошкольного возраста определяются исследователями как возраст 5 – 7 лет. Однако в то же время многие дети идут в школу с 6 лет, поэтому возраст 6 – 7 лет одновременно относят и к периоду младшего школьного возраста. Поскольку развитие детей происходит в индивидуальном темпе, мы буд ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru