Золотая педагогика

Влияние личности на коллектив

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.

Авторитет – общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям деятельности.

Авторитетность, прежде всего, зависит от личных качеств человека. Обширные знания, богатый жизненный опыт, выработанные умения и навыки – все это выделяет человека среди других. К мнению такого человека прислушиваются, к нему обращаются за советом, помощью. Авторитетного человека отличают бескорыстное стремление идти навстречу людям, и это создает ему признательность людей.

Однако бывают дутые, фальшивые авторитеты. В этом случае человеку приписывают больше заслуг, нежели он на самом деле их имеет. У такого лица мнение о своих знаниях, умениях и навыках оказывается завышенным. Рано или поздно это раскрывается и ложный авторитет рушится. Иногда ложный авторитет личности создается и поддерживается другими в их корыстных целях.

Авторитетная личность не обязательно является руководителем. Она может быть и часто бывает рядовым членом коллектива, но и в своей рядовой роли оказывает большое влияние на жизнь, сплоченность данной общности.

Коллектив, как единица, как общность людей сохраняет свою целостность не только в силу существования общей цели, но и благодаря наличию руководства, обеспечивающего согласованность действий. В этом качестве выражается влияние личности на коллектив.

Исследованиями установлены типы руководителей. Типология основывается на психологическом складе личности, на способности и умении управлять коллективной деятельностью. Выделено три типа.

Первый тип – авторитарный. Руководитель такого типа преимущественно использует методы администрирования. Авторитарный руководитель считает, что подчиненные должны выполнять его распоряжения и приказы точно в срок.

Второй тип – демократический. Руководителя этого типа отличает большая гибкость, находчивость в решении задач. В коллективах с таким руководителем работа продолжается в том же режиме, с тем же результатом, как в присутствии, так и в отсутствии руководителя.

Третий тип – попустительский. Руководитель такого типа пускает дело на самотек. Подчиненные не чувствуют руководства. Создается впечатление, будто каждый делает, что желает, не считаясь ни с общей задачей, ни с тем, что делают другие. Иногда такой руководитель тяготит своим положением и готов уступить его другому лицу.

Наряду с понятием «руководство» в социальной психологии в последнее время широко используется понятие «лидерство». Некоторые психологи отождествляют данные понятия. Большинство же разделяет, усматривая в каждом из них нечто своеобразное.

Во-первых, лидерство возникает преимущественно в неофициальной группе, при соответствующих отношениях. Руководство отражает отношение ответственности.

Во-вторых, лидерство преимущественно появляется в малых группах, руководство в больших общностях, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководством.

В-третьих, лидер выдвигается стихийно, руководитель учреждается системой организаций и институтов.

В-четвертых, авторитет лидера основан на личном его влиянии, руководителя – не только на личном влиянии, но и на санкциях, предоставленных ему предприятиями.

Еще по теме:

Отражение темы в учебно-методической литературе
Для того чтобы определить, какие возможности на самом деле помогают освоить алгоритмизацию и программирование рассмотрим учебно - методическую литературу обучения данной темы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на базовом уровне среднего (полного) общего об ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru