Золотая педагогика

Пути формирования коллектива учебной группы ПТЗО

Страница 1

Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.

Основой общеучилищного коллектива учащихся является учебная группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в решении воспитательных задач, в то же время является для учащихся большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные задания профтехобразования комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в училища из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего, мастерам ПО приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей учащихся.

Многие мастера изучают индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Первым источником сведений об учащихся служит его небольшое дело – анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, мастер имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа учащихся наиболее способных и активных.

Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение учащегося, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об училище, профессии, мастере. В этот день следует рассказать учащимся об истории училища, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.

Первые уроки с учащимися старших курсов также следует начинать с таких же направляющих и предупреждающих бесед, групповых и родительских собраний.

При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы, как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон родителей, домашний телефон, фамилии товарищей, которые учатся в училище и живут рядом.

Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские собрания, которые рекомендуется проводить до начала учебного года. На этих собраниях мастер узнает от родителей об особенностях их детей.

Как правило, перед началом учебного года в мастерских училища и учебных комбинатах проводится большая работа по наведению общего порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, учащихся нового набора.

Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об учащемся больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает учащимся проявить свои таланты. В походе проверяется и физическая закалка учащихся, спортивные и художественные способности.

В последние годы многие учебные заведения до начала учебного года участвуют в уборке урожая. Работу в подшефном колхозе следует также использовать как средство изучения ребят, воспитания у них сознательного отношения к общественному труду. В результате проведения перечисленных мероприятий у мастера складывается определенное предварительное впечатление об учащемся. После этого можно наметить план индивидуальной работы с каждым учащимся, группой в целом, приступить к формированию ученического коллектива и актива группы.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Обоснование педагогического проекта
В целях более глубокого изучения и освоения дисциплины «Экономика организации (предприятия)», а также подготовки востребованного специалиста в области менеджмента и экономики, способного к самообразованию, способного проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать ре ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru