Золотая педагогика

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемый метод их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными или письменными. Широко используются также социометрические методы, сравнительные исследования. Поскольку эти методы пришли в педагогику из социологии, их называют социологическими.

Анкетирование – метод массового сбора материала, с помощью специально разработанного опросника, называемого анкетой. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы, однако, как показывают последние исследования, эффективность данного метода оправдывается на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к полученному результату.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей.

Пройдя через первые неудачи и разочарования, педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Сейчас применяются различные типы анкет: открытые и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные – требующие указать фамилии испытуемых, и анонимные, обходящиеся без нее, полные и урезанные, обычные и контрольные. Для того, чтобы получились правдивые анкеты необходимо задавать такие вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.

Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий проанализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, составление актива. Едва ли не главное его преимущество – возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Вся система методов оценки полученных результатов реализуется в коллективе учащихся и педагогов.

Прогнозирование нравственного развития коллектива учащихся профтехучилища тесно взаимосвязано с состоянием технического базиса современного производства, с особенностями профессиональной трудовой деятельности.

Процесс нравственного воспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих. Создание здорового ученического коллектива группы – сложная и важная задача мастера производственного обучения. При его формировании целесообразно опираться на наследие достижений передовиков педагогического труда в области развития коллектива и практически его становления. Богатейшим источником для выработки умений мастера создать ученический коллектив может послужить педагогическое наследие Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Формирование коллектива учащихся в учебной группе профтехучилища имеет свою специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем организации совместного производственного труда, приближенного к формам производственного обучения.

Становление коллектива учебной группы имеет несколько этапов, каждый из которых отличается целями и содержанием деятельности, характером складывающихся взаимоотношений, уровнем развития общественного явления, позицией мастера ПО. Разработанная А.С. Макаренко методика поэтапного формирования коллектива может быть с успехом применена в профтехучилище в процессе производственного обучения.

Еще по теме:

Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения и формирования навыков речевого общения у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Исследование проводилось на протяжении 2006-2009 гг. на базе ДОУ "Детский сад комбиниро ...

Категории

© 2019 Copyright www.sotbay.ru