Золотая педагогика

Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Образование » Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга » Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Страница 4

Еще одним отличием псевдобульбарного паралича от бульбарного является то, что при нем нет нарушений электровозбудимости. При прохождении тока через паретическую мышцу не возникает характерных для вялых параличей фибриллярных и фасцикулярных подергиваний.

Звукопроизношение. Изменения в звукопроизношении носят характер, «обратный» тому, который имеет место при бульбарной дизартрии. Многие щелевые звуки проявляют тенденцию к преобразованию в смычные. Однако в аффрикатах «ц, ч, щ», напротив, подчеркивается щелевой компонент (например, «цапля» произносится больным как «сапля»). Наиболее стабильным для всех пациентов симптомом является неспособность нормативного воспроизведения вибранта «р». Звук «л» также труден пациентов, поскольку им недоступно прогибание спинки языка вниз. Он звучит смягченно. Смягчению подвергаются и такие звуки, как «ж» и «ш». Некоторые согласные звуки могут озвончаться, что вызвано так же, как и при бульбарной дизартрии, изменением аэродинамических условий в области гортани (нарушением баланса надсвязочного и подсвязочного давления). Произнесение гласных звуков становится, как уже отмечалось, измененным в результате носового оттенка голоса.

В клинике дизартрии выделяют также подкорковую (экстрапирамидную) дизартрию, обусловленную поражением подкорковых структур мозга, лежащих вне основных, пирамидных, двигательных путей и поэтому названных эктрапирамидными (от лат. extra — «над, вне»). К подкорковым узлам, поражение которых приводит к дизартрии, относятся различные ядра и ганглии, участвующие в речевых движениях: хвостатое ядро, скорлупа, бледный шар, субсталамическое ядро, черная субстанция, красное ядро: хвостатое, чечевицеобразное ядро (скорлупа) образуют систему, носящую название стриарной (striatum —«полосатое тело»). Красная, черная субстанции, бледный шар — паллидарную, (от лат. pallidum — «бледное тело») образуют связи названных структур с другими структурами (с корой, стволом, спинным мозгом).

Экстрапирамидные пути связаны с периферией ЦНС, проходя через мозжечок. По пути к периферии они проходят через внутреннюю капсулу. Одни из них направляются к мосту мозга, а другие — к чечевицеобразному ядру, где сливаются с пирамидными волокнами, а затем передаются на противоположную сторону мозжечка (контрлатерально). Там они получают мозжечковые координационные поправки и далее поступают к красным ядрам, и идут к клеткам периферических двигательных нейронов в стволе и спинном мозге.

Экстрапирамидная система и мозжечок действуют строго взаимосвязано и, следовательно, в той или иной степени участвуют в патологическом процессе при каждой из подкорковых форм дизартрии. Вместе с тем условно можно считать, что каждая из них имеет свою специализацию. Как уже отмечалось, стриатум, совместно с неостриатумом отвечают более других подкорковых ядер за «микромоторику», а паллидарная — за макромоторику.

Для экстрапирамидной дизартрии характерны такие симптомы, как: изменения мышечного тонуса, нарушения тонической поздней активности, т.е. степени напряжения мышц при воспроизведении той или иной оральной позы, распад врожденных автоматизмов, в том числе и мышечных синергий (содружественных движений).

При дизартрии, обусловленной любой локализацией очагов поражения на уровне подкорковых структур мозга, имеются такие расстройства речи, как: изменение темпа речи ( то его ускорение, то замедление), внезапные остановки, прерывание речевой продукции, разнообразные стереотипии и персеверации, изменения голоса (слабый, глухой, с перепадами тембра), невнятная артикуляция, изменения речевой просодии в плане интонирования высказывания, нарушения фонематической сегментации слогов и слов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Условия формирования рефлексивных умений подростков
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком с ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru