Золотая педагогика

Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Образование » Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга » Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Страница 8

Время произнесения слога и других фонетических единиц, а так же пауз между ними увеличивается, появляются дополнительные паузы, не обусловленные смыслом высказывания.

Диспросодическая невнятность речи наиболее выражена и у пациентов с рассеянным склерозом и системными дегенеративными заболеваниями мозжечка. Она проявляется отчетливее то в спонтанной речи, то в чтении текстов, а чаще в нейрофонетических пробах. Имея в виду результаты исследований Винарской и Пулатова, можно усомниться в том, что невнятная и дизартричная речь при очаговых поражениях мозжечка обязательно указывает на вовлечение в поражение структур мозгового ствола.

Характерным симптомом мозжечковой дизартрии является нарушение плавности речи, что в литературе обозначается термином «скандированность». Речь больных является метрически организованной, а гиперметричное выделение элементов не имеет мерного характера и осуществляется вразнобой и разнообразным набором средств (длительностью, громкостью, высотой тона, качеством тембра, комбинацией нескольких средств). Определение речи таких больных как «скандирование» должно быть определено к числу профессиональных неврологических метафор, ведь значение термина «скандирование» раскрывается следующим образом: «отчетливо выделять в произнесении составные части стиха (стопы, слоги) ударениями, интонацией».

Гиперметрично могут воспроизводиться все просодические параметры, а иногда только некоторые, так что логика текста бывает нарушена, и даже часто нелепа.

Фонетическая ненормативность может обусловливаться, во-первых, не соответствующим коммуникативной ситуации количественными характеристиками просодических параметров речи, увеличением длительности ударных и безударных слогов ритмических структур речи, увеличением времени произнесения согласных и гласных слога. Возрастанием степени качественной редукции слогов речи и т.п.

Во вторых мозжечковая дискоординация единиц может вести к тому, что просодические параметры перестают соответствовать не только ситуации и контексту, но и целевой направленности речевого акта.

Имея в виду все описанные диспросодические расстройства, можно выделить три варианта мозжечковой дизартрии. Ведущее значение в первом из них имели напряженность и невнятность речи, которым сопутствовали дрожание голоса при воспроизведении протяжных гласных и снижение громкости речи. Степень дизартрии отчетливо усугублялась в условиях ортоклиностатической пробы: результаты выполнения всех заданий ухудшались в положении сидя и тем более стоя.

Первый вариант мозжечковой дизартрии представлен в наиболее отчетливой форме у пациентов с преимущественным поражением только червя мозжечка (группа дегенеративных заболеваний мозжечка и его проводящих систем). Возможно, патогенез синдрома связан с недостаточностью корригирующего воздействия медиальной зоны мозжечка (коры червя и ядра шатра на активность ретикулярной формации моста, срединного центра зрительного бугра и их диффузных билатеральных проекций на кору головного мозга).

Второй вариант мозжечковой дизартрии наблюдается у большинства пациентов с дегенеративными заболеваниями мозжечка и с рассеянным склерозом. На первом плане стояли нарушения плавности речи виде ее послоговости и скандированности, которые сочетались с замедленностью, нередким повышением громкости голоса и неточным воспроизведением просодических нормативов русской речи. Повторение нейрофонетических заданий давалось пациентам хуже, с большим числом ошибок, чем воспроизведение их по речевой инструкции. Дизартрический синдром усугублялся под воздействием ортоклиностатической пробы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования
Общение - взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru