Золотая педагогика

Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Образование » Особенности просодической стороны речи у пациентов с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга » Формы дизартрии и особенности просодических расстройств у больных с дизартрией вследствие очаговых поражений головного мозга

Страница 9

По-видимому, синдром связан с двусторонней недостаточностью корригирующего воздействия промежуточной и латеральной зон мозжечка (промежуточного и зубчатого ядер) на контралатеральную кору головного мозга, осуществляемого через верхние ножки мозжечка и далее через релейные ядра зрительного бугра.

Третий вариант отмечается у пациентов нейрохирургической группы с односторонним поражением правого полушария мозжечка, функционально связанного с доминантным левым полушарием головного мозга. В резидуальной стадии заболевания синдром мозжечковой дизартрии может быть выражен легко. Это замедленная, напряженная, невнятная, послоговая и монотонная речь. Интенции при произнесении протяжных гласных не наблюдается. Громкость речи нередко нормальная. Повторение нейрофонетических заданий дается легче, чем воспроизведение их по речевой инструкции. А ортоклиностатическая проба отрицательна. Характерно неадекватное употребление просодических средств.

В литературе описана и такая форма дизартрии, как корковая, при которой отсутствует паралич или парез речевых органов, а также дискоординация в их работе. Вместе с тем имеются нарушения произношения звуков речи и их серий (слов), искажение слогоритмической структуры слов и прочее. Понимание речи, письмо и чтение при этом остаются сохранными. Основной причиной расстройств произносительной стороны речи является при корковой дизартрии артикуляционная апраксия. Именно это обстоятельство обусловливает то, что на практике корковая дизартрия диагностируется крайне редко, а обозначается как «чистая» (изолированная) артикуляционная апраксия.

Таким образом, один и тот же синдром, проявляющийся в неполноценности произносительной стороны речи без парезов и параличей речевой мускулатуры, а также при сохранности понимания речи, письма и чтения, может быть назван либо корковой дизартрией, либо артикуляционной апраксией.

Проблематичность вынесения диагноза «корковая дизартрия» состоит и в том, что А.Р. Лурия не выделял артикуляционную апраксию в качестве самостоятельного нарушения речи. Он считал ее первичным дефектом, на базе которого развивается моторная афазия (афферентная или эфферентная), т.е. нарушение речи, характеризующееся системностью речевого дефекта. При моторной афазии, наряду с артикуляционной апраксией, имеются трудности использования средств языка (словаря, грамматики и пр.), понимания речи, письма и чтения.

Вопрос о том, почему артикуляционная апраксия у одних пациентов не приводит к развитию моторной афазии, а у других становится причиной ее появления, на сегодняшний день остается открытым. В тех случаях, когда моторная афазия не развивается, диагностируется корковая дизартрия или артикуляционная апраксия. Если же артикуляционная апраксия обусловливает развитие моторной афазии, она не выносится в речевой диагноз в качестве самостоятельного нарушения.

По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как прежде всего нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов.

Корковая апраксическая кинестетическая дизартрия

Очаг поражения мозга. Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей.

Патогенез. Кинестетическая артикуляторная апраксия с недостаточным развитием или распадом, по А.Р. Лурия, топологических пространственных схем артикуляции или, по Е.Н. Винарской, кинестетических признаков слоговых контрастов.

Синдромы просодических и фонетических расстройств. Расстройство в звучащей русской речи нормативных слоговых единиц типа СГ со смешениями прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости-звонкости и твердости-мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста, замены согласных могут быть как полными, так и частичными, лишь искажающими звучание согласных и делающих речь невнятной. Даже в тяжелых случаях апраксии тот или иной признак слогового контраста воспроизводится неверно не всегда; больной под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений активно «ищет» нужное звучание, что приводит к нарушению плавности речи и ее замедлению.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности при изучении математики в средней школе
1. Наглядность как один из основных принципов обучения Одним из важнейших принципов обучения является принцип наглядности, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. На основе особенностей человеческого восприятия педагогика и психология ут ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru