Золотая педагогика

Рифмовки в структуре урока немецкого языка

Страница 1

Когда пятиклассник начинает изучать иностранный язык, он, естественно, испытывает много трудностей. И самой большой проблемой для него оказывается необходимость удерживать свое внимание на определенной деятельности, благодаря чему происходит запоминание осваиваемого материала. Если ребенок не может сосредоточиться, включиться в работу, он быстро теряет интерес к учебе. Поддержать этот интерес – важная задача учителя.

Известно, что память ребенка носит непроизвольный характер: он достаточно хорошо запоминает то, что ему близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно. Если же ему предлагается просто запомнить материал, то он испытывает большие трудности, хотя и может запомнить, например, нужные слова и фразы, но очень быстро их забывает. Как же помочь начинающему изучать иностранный язык школьнику быстро и более глубоко усвоить новый материал? Учителя применяют в своей работе много различных методических приемов для лучшего запоминания лексических единиц и грамматических структур. Одним из таких приемов является использование различного вида рифмовок. Дети хорошо запоминают простые, веселые рифмовки. Более того, они учатся наполнять отрабатываемую структуру новым лексическим содержанием. Работают они при этом весело, увлеченно, активно.

Урок является важнейшей структурной единицей учебного процесса, и его правильная организация имеет огромное значение для плодотворной работы учителя и учащихся. Четкая структура, правильное соотношение всех звеньев, их взаимосвязь, гибкие формы перехода от одного комплекса заданий к другому, возможность включения в систему данного урока заданий, закрепляющих пройденное ранее и направленных на усвоение нового материала – это задачи, которые пытаются решить учителя с помощью ученых, с помощью самых различных методических приемов. Важным средством оптимизации структуры школьного урока может стать система многоцелевых комплексных рифмовок, созданная и апробированная в течение ряда лет для решения задач организации урока, презентаций заданий и нового материала обеспечения форм перехода от одного этапа урока к другому и проведения завершающего этапа закрепления материала.

Под грамматической, фонетической или лексической рифмовкой понимается рифмованное четверостишье или восьмистишье, содержащее в себе основные характеристики предъявляемого или обобщаемого учебного материала. Рифмовки могут быть как одноцелевые, с помощью которых можно решить только одну задачу, т. е. фонетическую, лексическую, грамматическую, тематическую и т. д. так и многоцелевые, благодаря которым можно решать целый комплекс проблем.

Для решения задач оптимальной организации урока необходимо пойти по пути создания комплексных рифмовок. Комплексность является необходимым свойством данной разновидности дидактического материала, хотя нельзя отрицать необходимости использования в некоторых случаях и чисто грамматических или чисто фонетических рифмовок. Иногда комплексные и однонаправленные рифмовки могут использоваться параллельно.

При работе с рифмовками решается целый комплекс важных методических задач конкретного урока:

1. Презентация нового звука, его произношение и написание;

2. Отработка изучаемого фонетического явления - при чтении и заучивании рифмовки;

3. Самостоятельный вывод правила на основе полученной информации;

4. Ввод нового лексического материала (слова, содержащиеся в рифмовке – это часть нового лексического материала, будучи предъявленными, в рифмованной форме, они запоминаются быстрее);

5. Перевод и толкование грамматических явлений в рифмовке обеспечивают закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала – достаточно лишь напомнить учащимся связанную с ним рифмовку;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. К ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru