Золотая педагогика

Разработка мероприятия по развитию информационной грамотности школьников посредством сети школьных библиотек

Образование » Система образования России, Калмыкии » Разработка мероприятия по развитию информационной грамотности школьников посредством сети школьных библиотек

Страница 1

Чтение и «читательская грамотность» (иными словами информационная культура) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003–2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Известный социолог культуры и чтения С.Н. Плотников, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей. Оказывается, читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют свои мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Таким образом, с точки зрения С.Н. Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Печатная информация – труднее усваивается и запоминается. Однако именно эта информация лучше структурирована и именно она накоплена человечеством в виде «книжной вселенной».

Аудиовизуальная информация значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет собой «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов.

Не стоит забывать, что чтение – это труд, который в первую очередь делает человека мыслящим.

Осознание проблемы функциональной неграмотности позволило понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью в повседневной жизни. Например, трудно помочь своему ребенку, когда у него возникают проблемы в учебе, заполнить декларацию о доходах, разобраться в инструкции к лекарствам. А какие проблемы ждут такого избирателя, когда наступает время выборов, ведь чтобы разобраться в предложениях кандидатов политических партий, он должен не только уметь читать, но и понять, проанализировать тексты их программ.

Таким образом, проблема чтения в сельской местности включает в себя:

1. Вторичная неграмотность (слабая техника чтения затрудняет освоение информации);

2. отсутствие выбора интересных книг (отсутствие специализированных книжных магазинов, слабая книгообеспеченность библиотек);

3. следовательно, отсутствие интереса к самому процессу чтения (нельзя любить то, чего нет);

4. рождение «неграмотного читателя» (читателя, который не вникает в суть читаемого).

Данную проблему я предлагаю решить посредством внедрения мероприятия (специального курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством сети школьных библиотек. Согласно Примерному положению о библиотеке ОУ, одним из направлений в работе школьной библиотеки является воспитание учащихся информационной культуре. Как заявил экс-президент страны В.В. Путин, библиотека «должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, досуговым и культурным центром».

Из всего вышесказанного в курсовом проекте я предлагаю следующее мероприятие.

Наименование ОУ Адрес

«Утверждаю» Телефон

директор ОУ Факс

План по реализации мероприятия (специализированного курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством школьной библиотеки

мероприятия

сроки

участники

Ответственный за исполнение

Ожидаемые результаты

1. Организационное обеспечение

Разработка и утверждение плана-графика мероприятия (спецкурса) по развитию ИГШ

Март текущего учеб. года 2010–11

зав. библиотекой или библиотекарь;

завуч по УР

Директор ОУ

Система мероприятий, обеспечивающих развитие ИГШ

Педсовет «Развитие ИГШ»

Апрель текущего учеб. года

2010–11

педколлектив

Директор ОУ

Перечень требований к условиям организации мероприятий по воспитанию ИГШ

Педсовет «Анализ результатов освоения школьниками мероприятий по развитию ИГШ»

Май следующего учеб. года

2011–12

Педколлектив

зав. библиотекой или библиотекарь;

завуч по УР;

Директор ОУ

Определение необходимых изменений в спецкурсе по воспитанию ИГШ, оценка качества знаний

Комплектование школьной библиотеки детской литературой

В течение текущего учебного года

2010–11

Учредитель ОУ;

Спонсоры-предприниматели

района, общ. организации

Директор ОУ

Пополнение фонда детской литературой

Постановка на внутри школьный учет приобретенной детской литературы

По мере приобретения

зав. библиотекой или библиотекарь;

Директор ОУ

Постановка на учетный баланс школы приобретенной литературы

Комплектование школьной библиотеки дополнительными компьютерами для читателей, подключение их к Интернету.

Апрель-май

текущего учебного года

2010–11

Зам.директора по АХР

Директор ОУ

Создание рабочих мест читателя с компьютером и Интернетом

2. Нормативное обеспечение проведения мероприятий по развитию ИГШ

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих проведение мероприятий по развитию ИГШ, доведение нормативных документов до сведения всех лиц

Апрель

текущего учеб. года

2010–11

Классные руководители;

Завуч по УР;

Директор ОУ

Директор ОУ

Внесение изменений в программу развития ОУ

3. Кадровое и методическое обеспечение

Посещение компьютерных курсов при РИПКРО

Апрель-май текущего учеб. года 2010–11

зав. библиотекой или библиотекарь ОУ

Директор ОУ

Повышение компьютерной грамотности

4. Финансовое обеспечение реализации мероприятия по развитию ИГШ

Определение финансовых затрат

Март текущего учеб. года 2010–11

-

Директор ОУ

Проект бюджета на 2011–12 учеб. год с учетом затрат

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Языковые особенности повествования
Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского языка в литературе. Пушкин, разумеется, не сразу стал тем, чем он был. Он учился у своих предшественников и претворил в собственном языковом мастерстве все достижения искусства слова, которые были добыты поэ ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru