Золотая педагогика

Разработка мероприятия по развитию информационной грамотности школьников посредством сети школьных библиотек

Образование » Система образования России, Калмыкии » Разработка мероприятия по развитию информационной грамотности школьников посредством сети школьных библиотек

Страница 3

Учащийся должен понимать:

• значение информации для решения задач, возникающих в учебной деятельности;

• роль информации как общечеловеческой ценности;

• роль библиотек не только как хранилищ информации, но и информационных центров;

• особенности современного этапа развития общества.

Учащийся должен уметь:

• применять некоторые методы информационно-библиотечной деятельности, вести целенаправленный поиск нужной информации;

• правильно формулировать информационный запрос;

• эффективно использовать справочный аппарат книжных изданий,

• использовать периодические издания для выполнения учебно-исследовательских работ;

• правильно оформлять результаты учебных и исследовательских работ.

Методы преподавания, формы организации занятий и контроля.

В преподавании используются методы: информационно-рецептивный; исследовательский, проблемное изложение, практические занятия.

Основные формы организации учебных занятий: семинары, лекционно-практические занятия, имитации некоторых видов информационной работы, самостоятельные работы, дискуссии.

Формы контроля, включая критерии оценки: текущий поурочный контроль (письменные, устные работы, приуроченные к теме занятия).

Содержание курса «Основы информационной культуры»

1. Основы информационно – библиотечной деятельности

Основные значения понятий «культура», «информация».

Учащиеся должны знать:

· понятие о библиотеке

· абонемент

· правила пользования библиотекой

· порядок расстановки книг на полках

Учащиеся должны уметь:

· сам выбрать книгу

· простейшие операции по ремонту книги

· пользоваться расстановкой книг на полках в условиях открытого доступа

2. Взаимодействие с традиционными ресурсами

Справочный аппарат библиотеки. Периодические издания.

Учащиеся должны знать:

· понятие о газете и журнале

· структуру книги

· работу с систематическим каталогом

· понятие «каталожная карточка»

· понятие «картотека»

· работу со словарем, справочником, энциклопедией

Учащиеся должны уметь:

· использовать материалы периодики в учебном процессе

· пользоваться справочной литературой

3. Технологии работы с текстом

Свертывание информации

Учащиеся должны знать:

· как читать книги

· структуру книги

· методы самостоятельной работы с книгой

Учащиеся должны уметь:

· использовать знания о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними

· конспектировать

· составлять план чтения

· писать отзыв о книге

4. Ориентация в информационном пространстве библиотеки

Поиск информации

Учащиеся должны знать:

· работу с каталогом

· структуру каталога

· картотеку и ее структуру

· библиографические указатели

Учащиеся должны уметь:

· использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки для разыскивания литературы в помощь учебе, самообразованию

5. технология работы с Интернет-ресурсами

История Интернета. Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

· механизм доступа к информации в сети Интернет

Учащиеся должны уметь:

· пользоваться технологиями при работе

Календарно-тематическое планирование спецкурса по развитию ИГШ «Основы информационной культуры»

№ п/п

Содержание разделов курса

Формы организации занятий

Объем часов

1.

Основы информационно-библиотечной деятельности

5

1.1.

Основные значения понятий «культура» и «информация»

Лекции

4

1.2.

Понятие «информационная культура»

Семинар

1

2.

Взаимодействие с традиционными ресурсами

16

2.1.

Современная библиотека как информационный центр. Информационная среда библиотеки

Семинар

4

2.2.

Основные виды изданий и способы работы с ними (учебные, справочные, отраслевые, научно-популярные, периодические издания). Учебные издания. Вспомогательные издания и их значение для самообразования (практикумы, хрестоматии, книги для чтения)

Лекция, практич. зан.

5

2.3.

Особенности работы со справочными изданиями. Виды справочных изданий

Лекция, практич. зан.

2

2.4.

Справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов (аннотации, указатели, оглавление, предисловия, вступительная статья, послесловие, комментарий)

Лекция, практич. зан.

3

2.5.

Особенности работы с периодическими изданиями (указатели оглавлений). Нелинейные связи в журналах

Лекция, практич. зан.

2

3.

Технологии работы с текстами

9

3.1.

Свертывание информации: аннотация, библиографическое описание

Лекция, практич. зан.

4

3.2.

Правила составления конспекта Подготовка доклада

Лекция, практич. зан.

3

3.3.

Технология подготовки реферата. Использование методов информационно-библиотечной деятельности (поиск, отбор информации, систематизация, библиографирование, группировка)

Лекция, практич. зан.

2

4.

Ориентация в информационном пространстве библиотеки

3

4.1.

Инструменты поиска библиотечной информации: каталоги, картотеки, индекс

Лекция

2

4.2.

Понятие «классификация». Примеры классификаций

Лекция

1

4.4.

Поиск информации в электронном каталоге

Лекция, практич. зан.

1

5.

Технологии работы с Интернет-ресурсами

35

5.1.

История Интернета. Основные сервисы сети «Интернет». On-line ресурсы: характеристика

Лекция

7

5.2.

Механизм доступа к информации в сети «Интернет». Понятие «гипертекст». Гипертекстовые ссылки. Ключевые слова как средство поиска информации

Лекция

28

Итого: объем курса

68

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Качественные методы в социальном исследовании
Когда предметом исследования становится нечто неуловимое, не имеющее четких границ, создаваемое в межсубъектном взаимодействии, то возникающее, то ускользающее от возможности "схватывания", то во много раз труднее решить вопрос о методологии исследования. Тема объективности эмпирических д ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru