Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.
Цели опыта:
дошкольник экспериментирование явление природа
1. Установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.
2. Расширение знаний воспитателей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
3. Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи опыта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы используем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока. только накопление практического опыта под руководством взрослого.
В работе с детьми по изучению неживой природы используем различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д. (рис.1,2).
Рис. №1
Рис. №2
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы разработали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия | ||
Высокий |
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. |
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. |
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. |
Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. | |
Средний |
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес |
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) |
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. |
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. | |
Низкий |
Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. |
Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. |
Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. |
Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательгостей (что сначала, что потом). |
Затрудняется сделать вывод даже с помлщью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Еще по теме:
Современные средства информатизации образования
Интерактивная доска Традиционно на занятиях в школе используются такие наглядные средства обучения, как доска и мел, плакаты и схемы, слайды. Эти средства помогают в визуализации информации. При использовании всех этих средств, понимаешь, что при этом не в полном объёме обеспечивается восприятие ма ...