Золотая педагогика

Отражение темы в учебно-методической литературе

Образование » Методика изучения программирования гуманитариями » Отражение темы в учебно-методической литературе

Страница 2

В связи с этим ФГОС 2010 года результатом освоения темы «Алгоритмизация и программирование» считает «развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств» необходимым уже на базовом уроне обучения.

Анализирую школьные учебники и задачники таких авторов как Поляков К.Ю., Семакин И.Г., Макарова Н.В., Угринович Н.Д., Фиошин М.Е. Можно сделать вывод, что большинство считает достижение целей, стоящих перед изучением раздела «Алгоритмизация и программирование» происходит через рассмотрение вопросов теории алгоритмов, освоение конкретного языка программирования, формирование умений и навыков его использования для написания программ решения различных задач. Учитывая специфику материала, а также уровень требований, предъявляемых к его освоению, желаемый результат можно достичь, соблюдая следующие условия:

при отборе теоретического материала: для каждого типа и структуры данных языка программирования выделять для изучения набор базовых алгоритмов работы с ними;

при отборе практического материала: использовать специальным образом подготовленный «задачный» материал;

при распределении учебного времени: отдавать предпочтение формированию практических навыков составления алгоритмов и программ решения задач;

при отборе форм, методов и приемов обучения: использовать деятельностные формы работы с учащимися, обеспечивающие поэтапное овладение умениями и навыками;

при определении успешности обучения, отслеживании результатов обучения: обязательно проводить мониторинг уровня усвоения каждого нового вида задач.

Попытаемся определить, какими должны быть задачи для того чтобы с их помощью можно было эффективным образом сформировать алгоритмическое мышление учащихся с гуманитарным уклоном. Введем уровни задач по программированию на основе систематизации, предложенной Д. Толленгеровой:

задачи, требующие только воспроизведения известного базового алгоритма, его мнемоническое воспроизведение;

задачи, требующие внесения незначительных изменений в базовый алгоритм и совершения для этого несложных мыслительных операций;

задачи, требующие значительных изменений в базовом алгоритме и совершения для этого более сложных мыслительных операций, предполагающих анализ ситуации;

задачи, требующие логически обоснованного сочетания различных базовых алгоритмов, синтез известных алгоритмов и сложных мыслительных операций;

задачи, в постановке которых содержатся описание реальных ситуаций, требующих разрешения (задачи творческого уровня, выполняемые в форме проекта).

Формирование творческого мышления учащихся возможно при условиях, которые позволяют отрабатывать такие качества ума, как глубина, гибкость, устойчивость, а также осознанность своей мыслительной деятельности и самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями. Теперь воспользуемся исследованием С. Окулова, который определил три уровня развития мышления ученика, занимающегося изучением программирования: алгоритмический, структурный, эвристический. Алгоритмический позволяет написать алгоритм, составить план будущей деятельности, записать с использованием формальной системы обозначений с ограниченными возможностями. Умение делить задачу на подзадачи определяет наличие структурного уровня мышления. Характерные черты этого стиля: простота и ясность; использование только базовых (основополагающих) конструкций. Умение находить истину, доказывать факт правильности решения задачи (работы программы) он называет эвристическим стилем мышления. Факторами успешной эвристической деятельности являются умение оценивать рациональность действий, оптимальность составленного алгоритма. Для определения, какие мыслительные операции присуще каждому типу задач, воспользуемся систематикой, предложенной Б. Блумом:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире. В одних источниках информации читаем: "ДО" в других "Дистанционное образование". Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях. Рассмот ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru