Золотая педагогика

Теоретические аспекты профессионального самоопределения

Страница 2

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Все это позволяет определить: сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.

Одним из понятий нашего исследования является «профессиональное самоопределение». Изучение литературных источников позволило определить, что педагогами и психологами профессиональное самоопределение рассматривается в узком и широком значениях. В узком значении профессиональное самоопределение рассматривается как момент выбора профессии (А.М. Кухарчук, Е.Ф. Сафин, Г.П. Ников и др.) Другая точка зрения — профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей профессиональной деятельности человека и включает несколько стадий: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и реализация личности в профессиональном труде. Такой точки зрения придерживается большинство ученых — Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников и др.

Профессиональное самоопределение — не создание пределов развития человека, не впадание в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

— малодифференцированные представления о мире профессий;

— ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий;

— неустойчивость профессиональных намерений.

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

Профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений.

Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональной поддержки клиента; 4) помощи в выборе, в принятии решения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма
Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, дизорфография, аграфия, эволюционная или ложная дисграфия. В рамках данной работы рассматриваются парциальные нарушения письма – дисграфия. Дисграфия — от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу. Расс ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru